Система обновления проходит перезагрузку

Правительство области повышает контроль над инвестиционной деятельностью организаций ЖКХ

Жилищно-коммунальным организациям просто не дадут отстать от прогресса. Ведь «коммуналка» – это серьезно. Наш день начинается у крана – быстренько освежиться, почистить зубы, залить воду в фильтр и вперед. У крана он и заканчивается – снова залить, помыть, почистить, освежиться… А в промежутке – заботы, заботы, заботы… 

Между прочим, о кране в общем ряду с трубами, электропроводкой и прочими благами домового быта – тоже. Жилищно-коммунальное хозяйство ох не молодеет. 


По данным Минрегионразвития РФ, физический износ котельных в среднем по стране достигает 55%. Коммунальные сети водопровода поизносились на 65%, канализация и тепловые сети – на 63%. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70–80% и увеличивается на 2–3% в год. Около трети основных фондов ЖКХ уже отслужили нормативные сроки. 

Как же помочь старым друзьям? 

Наиболее действенный механизм обновления ЖКХ известен и широко применяется в Ярославской области. Это инвестиционные программы, которые охватывают всю сферу «коммуналки» – тепло-, электро-, водоснабжение, а также водоотведение, очистку сточных вод, утилизацию ТБО и др. Они разрабатываются и реализуются организациями коммунального комплекса совместно с органами местного самоуправления. Например, в инвестпрограммы могут закладываться мероприятия по замене того или иного оборудования, тут же определяются источники их финансирования и эффективность вложений. 

Требования, предъявляемые законодательством к инвестиционной деятельности, одинаковы для всех. А достижения разнятся. Кто-то добивается намеченного. Другой – застревает на полпути к успеху. Видно, чересчур положился на собственные силы или отступил от краеугольных правил. Поскольку муниципальных образований на территории области не один и не два, общая картина получается пестрой. Жители области едва ли выигрывают от подобного многообразия. Скорее, наоборот. В сложившихся условиях возрастает роль государственно-административного контроля над инвестиционными проектами. 

«О будущем системы коммунальной инфраструктуры, обеспечивающей жизнедеятельность человека, надо заботиться сегодня» – подобная мысль четко прозвучала на семинаре-совещании по разработке инвестиционных программ, организованном департаментом топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области для руководителей и специалистов организаций коммунального комплекса и органов местного самоуправления. 

На семинаре были названы важнейшие факторы, влияющие на качество программ. Отмечалось значение методической поддержки, оказываемой специалистами департамента ТЭиРТ. Такая функция сохранится за ними и дальше, однако характер взаимоотношений между организациями ЖКХ и административными структурами субъекта Федерации существенно меняется. На первый план выдвигается регулирующее назначение департамента. 

Теперь спрос за нарушение федерального законодательства в этой сфере будет гораздо строже. Как заявила начальник отдела тарифов в локальных монополиях департамента ТЭиРТ Валентина Сарвут, случаи, когда представительные органы МО утверждают инвестпрограммы без заключения департамента, необходимо полностью исключить из практики. Валентина Ивановна предупредила, что не менее жесткой будет реакция и на другие проявления управленческого своеволия. Программы, предоставленные в департамент с нарушением установленных Правительством РФ порядка и сроков, не будут приниматься к рассмотрению. Столь же обязательный момент – наличие заключения о критериях доступности услуг организации коммунального комплекса для потребителей. 

Кстати, в департамент сейчас предоставляются все программы – новые, планируемые к реализации с 2010 года, и те, которые реализовывались в 2007–2008 годах. Требований к ним предъявляется много. Участники семинара, прибывшие из различных районов области, – заседание проходило в просторном конференц-зале Белого дома – слушали докладчиков, мотая на ус каждую подробность. Однако выражения лиц порой выдавали сомнения. Мол, не слишком ли оптимистичной рисуется перспектива? На дворе кризис, а тут про обновление… 

Первый заместитель директора департамента Андрей Лукашов на это сказал: 

– Кризис не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Как раз наоборот, кризис дает нам уникальный шанс проанализировать и пересмотреть инвестиционные программы. Иного не дано. Промышленный, технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. 

В своем выступлении Андрей Лукашов процитировал председателя Правительства России. 19 марта на заседании Кабинета министров были определены семь приоритетов антикризисной программы. Соответствие антикризисных мер долгосрочным задачам развития страны – среди них. 

Точные указания сформулированы и применительно к ситуации с регулированием тарифов. Для участников семинара они особенно актуальны. «До окончания кризиса правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции». 

Главная задача при разработке проектов на 2010 год – обеспечить сокращение издержек на их реализацию. Сейчас значительно упали цены на основные инвестиционные товары (металлы, строительные материалы), и это надо учитывать. На повестке дня – целевое использование инвестиционных ресурсов и реальная модернизация производства. 

Владимир СЫРЦОВ

Юность-Ярославль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе