Про разграничение морали и политики

Один из видовых признаков тоталитаризма - отождествление морали с правильной политической позицией, которое предполагает, что политически несогласный человек не может быть свободным, информированным и порядочным. Либо он сознательный негодяй, либо введен в заблуждение вражеской пропагандой, либо забит репрессивным аппаратом капиталистического государства. Признать, что человек может быть умным, нравственно достойным, хорошо информированным, не находиться под принуждением и при этом не соглашаться с линией партии - ересь и трижды анафема.

Этим тоталитаризм отличается от авторитаризма, который не лезет диктовать, во что вы обязаны верить относительно добра и зла - авторитаризм требует политической пассивности, тоталитаризм - восторженной политической активности. При авторитаризме ты можешь публично ворчать на фальсификацию выборов и можешь ходить на митинги; при тоталитаризме ты обязан изъявлять восторг тем, как славно проходят выборы и обязан ходить на митинги. А если не выражаешь, то ренегад и гад.


Это умонастроение абсолютно несовместимо с демократическим устройством правления - потому что демократия предполагает постоянные соглашения и компромиссы, тоталитарист же уверен, что любой политический компромисс есть компромисс нравственный, любое соглашение есть соглашение с врагом - и поэтому на них неспособен.


Характерное проявление этого взгляда на мир - это то, что политический оппонент есть Гитлер, то есть архизло, с которым невозможно вступать в соглашения и компромиссы, а возможно только драться насмерть. Любое тоталитарное движение всегда противостоит некому человеческому воплощению архизла. “Массовые движения могут появиться на свет и распространиться без веры в Бога, но без веры в дьявола не могут никогда! Сила массового движения обычно пропорциональна яркости и конкретности своего дьявола.”


Архизло полностью оправдывает все глупости и мелкие злодейства и полностью снимает с борца с архизлом все моральные ограничители. Нечего тут миндальничать с архизлом! Явно аморальные поступки, вроде взлома чужого почтового ящика или запуска фальшивок о преступлениях тирана - все это прекрасно оправдывается Гитлером. Ведь Гитлер! Гитлер! Мы боремся с Гитлером! Вы бы и ящик Гитлера запретили ломать? Окажись оппонент кем-то меньшим, чем Гитлер, все эти гадости окажутся именно тем, чем они и являются - мелкими гадостями. Поэтому надо очень громко кричать, что он - не просто зло, но зло масштаба Гитлера.


Гитлер необходим и для самоканонизации. Подумаешь, женщина облегчает людские страдания. А я вот с Гитлером борюсь! С Гитлером, понимаете, с самим Гитлером! Я его у себя в ЖЖ даже обозвал всякими обидными словами, вот! А она вот не борется и даже прислуживает тирану - кто из нас превосходнее?


При этом человек несколько упускает из виду, что он сидит в уютном отапливаемом помещении, а не в лагерном бараке, и строчит с персонального компьютера в уютный ЖЖ, а не изнемогает на каторжных работах, и его притязания на роль героя и мученика, стоящего в один ряд с немецкими мучениками, выступавшими против настоящего, реального Гитлера, или русскими мучениками, исповедовавшими Христа перед лицом реальной антихристианской тирании, выглядят скорее комически, чем трагически. Впрочем, упускать из виду очевидности - это тоже особенность тоталитарного сознания.


Поэтому позволю себе обратить внимание на очевидность, что Чулпан Хаматова - подвижница милосердия, и результат ее усилий - спасенные жизни и облегчение человеческих страданий. А плоды вашей борьбы с Гитлером... Ну, еще пара мегабайт самодовольной ненависти, будто не хватает этого добра в русской сети.


Decalog

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе