Привлекательный образ России

«Дорогой товарищ! Приглашаем тебя на вечеринку 7 ноября по поводу очередной годовщины Октябрьской революции». Такое письмо сын моих знакомых, обучающийся в Англии, получил от Русского общества своего университета.

«Любопытно, что самые активные участники Русского общества – казахские студенты», - рассказали мне его родители. Тут я лишний раз похвалил себя за то, что провел выходной 4 ноября как субботник, т.е. занялся делами, до которых в текучке не доходили руки, а вот торжества перенес на 7-е.


Вообще-то у меня есть традиция: каждое 4 ноября я устраиваюсь у телевизора и провожу смотр современной патриотической теле- и кинопродукции, который ежегодно проходит под девизом формирования национальной идеи. В этот же раз я своей традиции изменил. Меня «достала» реклама «народной премьеры» фильма «Тарас Бульба» на канале «Россия». «Тарас Бульба», кто не видел, это подробное киноповествование о кровавых зверствах украинцев против поляков и евреев. В широкие массы оно почему-то продвигалось под слоганом: «Никто в мире так любить не умеет, как русская душа». В знак протеста я решил в этот день бойкотировать «Россию», главный телеканал страны, хотя там показывали и мой любимый сериал о нелегких буднях послевоенной советской милиции «Место встречи изменить нельзя», и концерт в честь обожаемой Александры «Не расстанусь с комсомолом» Пахмутовой.

Впрочем, в субботу я тоже не стал смотреть телевизор, ибо так и не взял в толк, почему мы отмечаем лишь один из парадов в честь 7 ноября, а не все 7 ноября. Кстати, не каждый знает, что 7 ноября теперь именуется как, дай Бог памяти, «День воинской славы России, посвященный параду на Красной площади 7 ноября 1941 года, состоявшемуся в честь 24 годовщины Великой Октябрьской социалистической революции». В итоге, праздничный день я провел на диване с октябрьским номером журнала «Медведь».

«Медведь» - хороший интеллектуальный журнал. Есть в нем и художественные произведения, и политическая журналистика, и очерки, и интервью, и интересный путеводитель по явлениям и событиям культуры. Один из героев журнала - Альфред Кох, видный «молодой реформатор» и приватизатор из 1990-х; постоянную литературоведческую рубрику блестяще ведет здесь несгибаемая антикомммунистка Валерия Новодворская. Это к характеристике идейной направленности ежемесячника.

Итак, что же я прочитал в «Медведе» в очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции? Под рубрикой «Глыба» подробное интервью с Борисом Гребенщиковым: «Наверное, у любой власти есть и плохие, и хорошие стороны. У меня лично к советской власти очень мало претензий. Когда я рос, я помню, что рос в очень счастливом обществе. Детство у меня было безоблачное, спасибо товарищу Хрущеву. Я абсолютно не против, потому что при Хрущеве слушать «Битлз» было очень даже неплохо. Или это уже при Брежневе?».

Еще интервью, с питерским писателем Германом Садулаевым, автором книги «Я – чеченец» и финалистом престижной литературной премии «Национальный бестселлер» текущего года: «Если бы это была Великая Отечественная, я первый взял бы в руки оружие и пошел сражаться с фашистами. А сражаться за Ичкерию? У меня был один народ – советский. Потом у меня отняли мою страну, а людей стравили друг с другом. Сказали, что враги русским – чеченцы, а чеченцам – русские. Да с какой стати? Я лучше пошел бы стрелять в тех, кто это придумал».

И, наконец, кульминация тоски по советскому образу жизни: очерк самого Альфреда Коха о том, как он пытался покорить Эльбрус. В первых абзацах автор признается, что в советские годы терпеть не мог «шестидесятников» с их турпоходами, «горьким дымком костра», Визбором под гитару. С их конформизмом, одним словом. Затем на протяжении нескольких страниц шаг за шагом документирует свое превращение в «шестидесятника» в наши дни: мол, сверкающие горные вершины, «горький дымок костра», Визбор под гитару, надежная мужская дружба. И все это вопреки призывам Леры Новодворской ходить не в горы, а на марши несогласных. В заключение же Кох, совсем по Марксу, смеясь, окончательно расстается с собственным антисоветским прошлым: «Мое нравственное перерождение закончилось покупкой дисков Олега Митяева. Теперь Лера меня точно убьет».

Конечно же, не только авторы и герои демократического «Медведя» сегодня ностальгируют по разным сторонам после сталинской советской жизни. Тоскуют простые люди в разоренных реформами России и Украине и в уцелевших Белоруссии и Казахстане. Несчастные гастарбайтеры, которые с горечью воспоминают, как в советские годы в их республиках была работа, а в Москве их «за людей принимали». Деятели культуры, потерявшие союзное финансирование и союзную же аудиторию. Вильнюсские таксисты коренной национальности, сокрушающиеся, что страна из «советской заграницы» превратилась в «европейские задворки». О немцах из бывшей ГДР я просто умолчу, чтобы не бередить раны объединенной Германии в дни, когда мы празднуем юбилей падения Берлинской стены.

А мы все сетуем и сетуем, что России так и не удалось создать привлекательного образа в глазах своих соседей! Да не надо ничего создавать! Надо лишь правильно распорядиться тем, что мы унаследовали от СССР. Тем более, что у этого ресурса нет возрастных ограничений, о чем свидетельствуют примеры и Альфреда Коха, 1961 года рождения, и казахских активистов Русского общества английского университета.

Я думаю, что отмена праздника 7 ноября – досадная ошибка президентства Владимира Путина. Впрочем, его преемник может ее легко исправить.

Алексей Панкин

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе