Под Рыбинском взорвался «Аист»

Откажется ли Россия от финансирования отечественных беспилотников в пользу зарубежных аналогов 

Сайты ведущих информационных агентств буквально пестрят информацией о том, что под Рыбинском при испытаниях взорвался беспилотный самолет «СБ06 – Аист» производства московского концерна радиостроения «Вега». Со ссылкой на министра обороны Сердюкова, сообщается, что изза неудачных испытаний беспилотников Минобороны России решило отказаться от финансирования отечественных проектов в пользу закупки иностранной продукции. 

В Рыбинском конструкторскопроизводственном объединении «Луч», которое изготавливало программное оборудование для «Аиста», склонны считать эту сенсацию обычной провокацией и происками зарубежных конкурентов. 


– Нам ничего не известно о сворачивании финансирования, работа идет в обычном режиме – отметил заместитель генерального директора КБ «Луч» по спецпрограммам Игорь Бобрышев. – Нештатная ситуация с беспилотным аппаратом случилась еще в ноябре, а раздули слухи только сейчас. При этом некоторые журналисты называют астрономическую стоимость «Аиста» – якобы 33 миллиона долларов (на самом деле в 11 раз меньше – С.Б.), а разработку якобы мы скопировали у израильтян, специально закупив у них несколько самолетов. Кроме того, сообщается, что у разработчиков «Аиста» нет достаточного опыта в производстве подобных беспилотников. А еще – что нашим разработчикам беспилотных летательных аппаратов было выделено 1,5 млрд рублей, не только на «Аист» – и на другие беспилотники. И пока, в течение 45 лет, за деньги ничего путного не сделали. 

«Луч» занимается разработкой беспилотников еще со времен социализма – с 1982 года. Периодически работы из-за отсутствия финансирования в связи с политической ситуацией в стране то прекращались, то возобновлялись. В 2006 году состоялись удачные государственные испытания комплекса воздушной разведки «Типчак», которое запустили в серийное производство, на вооружение российской армии комплекс поступает с 2008 года. В составе комплекса применяются дистанционно пилотируемые летательные аппараты многоразового использования с поршневыми двигателями, запускаемые с помощью катапультного устройства. Так правильно называются маленькие самолеты-разведчики, их в комплексе шесть штук. Их вес – 

50 килограммов, а размах крыльев 3 метра. Кроме аппаратов, в состав входят 4 машины на базе КАМаза. Две из них являются наземными пунктами управления – это антенная машина и операторская машина. Третий КАМаз – транспортно-пусковая машина, в которой компактно помещаются все летательные аппараты, укрепленные на катапультах. Последняя машина осуществляет техническое обеспечение операции. Вся начинка этих машин составляет государственную тайну. 

Благодаря удачному опыту рыбинских разработчиков и родился совместный проект с московским концерном «Вега» – «Аист». Как уже говорилось, «начинку» для беспилотников изготавливают в Рыбинске и испытания проходят там же. «Аист» почти в два раза крупнее «Типчака» – размах его крыльев – 5 метров, вес почти центнер, а вот состав остального оборудования комплекса пока не разглашается. 

В военно-оборонных целях беспилотники могут вести разведку в режиме реального времени в тылу врага при помощи видеокамер. Причем аппараты могут осуществлять ее как днем, так и ночью, поскольку снабжены видеокамерой, снимающей в инфракрасном диапазоне и обычном. Эта камера тоже разработана и сделана в «Луче». При этом благодаря маленьким размерам и небольшой высоте полета самолеты-невидимки незаметны для радаров. 

В гражданских целях самолеты-разведчики тоже могут служить верой и правдой. Они полетят и в район радиационного заражения, и в зону бедствия. С помощью «Типчака» можно проводить спасательные операции, поисковые работы, выявлять участки загрязнения земной и водной поверхности, очаги возгорания в лесах и торфяниках. Можно и контролировать нефтепроводы, даже если они находятся под землей. В инфракрасном диапазоне видны перепады давлений там, где стоят несанкционированные врезки. Во время пробного полета рыбинцам даже удалось обнаружить пару врезок. 

Нештатные ситуации с беспилотными аппаратами для рыбинцев не сенсация. Это случается абсолютно у всех разработчиков – и в нашей стране, и за рубежом. По словам Игоря Бобрышева, это нормальные рабочие моменты, в ходе которых удается отследить недочеты и исправить их. На то они и испытания. 

В случае с «Аистом» самолет на аэродроме Староселье, что в семи километрах от городской черты Рыбинска, отрабатывал пробежку по взлетной полосе. В какой-то момент обнаружилась утечка топлива. Беспилотный аппарат загорелся и взорвался. Причина уже установлена и устраняется. Естественно, она не разглашается. 

Кстати, у «Типчака» тоже не обходилось без проблем. Тем, кто прыгал с парашютом, известен непредсказуемый момент, когда порывом ветра человека протаскивает по земле. То же самое произошло с аппаратом – еле-еле испытатели догнали его на «Буране» и спасли. Сегодня при касании земли часть строп автоматически отцепляется, и купол гасится. Второй случай – летательный аппарат потерялся – сел в лесу на деревья. Его долго искали, потом на аппараты установили радиомаячки. 

– Работа над «Аистом» пока идет в обычном режиме, – подводит итог Игорь Бобрышев. – Но я не работаю ни президентом, ни министром обороны, поэтому не могу знать о дальнейших планах в области финансирования проектов БЛА. Но если страна откажется от финансирования отечественных разработок в пользу закупки зарубежных, это будет инвестициями в их экономику, а не в нашу. Во всем мире в новые технологии вкладываются огромные деньги. Я разговаривал с представителем компании израильской компании Israel Aerospace Industries, они не делают секрета из того, что в год на новые разработки БЛА тратят 1,2 миллиарда долларов (можно сравнить с 1,5 миллиардами рублей на все российские фирмы на пять лет). Своих денег у российских компаний нет, и может случиться, что завтра мы будем закупать беспилотные комплексы в Израиле, а послезавтра танки в Германии. 

Светлана Будилкова

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе