Почему пустует детский сад XXI века

На состоявшемся недавно заседании комиссии по социальной политике депутаты ярославского муниципалитета призвали к ответу директора департамента образования мэрии Андрея Сибрикова, задав ему справедливый, казалось бы, вопрос: почему очередь в детские сады растёт, в то время как сами дошкольные учреждения работают не на полную мощность? В качестве отрицательного примера народные избранники привели два новых детских сада - № 25 в микрорайоне Сокол и № 100 в Заволжском районе, которые не заполнены на сто процентов, потому что не хватает кадров. Мы попытались разобраться с ситуацией.



В Ярославле работает 174 муниципальных дошкольных образовательных учреждения. МДОУ № 216 закрыт на капитальный ремонт, пять комбинатов «детский сад - начальная школа», восемь негосударственных (ведомственных) детских садов. Общее количество мест - 22182. Численность детей, посещающих детские сады, - 25933 человека, что на 752 человека больше, чем в прошлом году. На сто мест приходится 114 воспитанников. Охват детей дошкольного возраста разными формами образования - 68 процентов.



В настоящее время для решения кадрового вопроса Ирина Дуплова даёт объявления в газеты, со дня на день появится бегущая строка на телевидении, на начало марта запланирована встреча на факультете дошкольного образования педагогического университета. Тесное сот­рудничество с завкафедрой дошкольной педагогики Валентиной Белкиной уже дало для детского сада «Умка» ощутимые результаты: в две ясельные группы для детей с ранней невралгией воспитателями пришли работать логопеды с выс­шим образованием - выпускники Ярославского педагогического. Однако та же Валентина Николаевна Белкина, отработавшая в системе образования более тридцати лет, считает, что кроме разговоров о повышении зарплаты, необходимо возродить систему целевого набора. Причём не только на селе, но и в городах: это когда конкретный детский сад будет посылать на учёбу своих людей.
Сегодня сад № 100 готов принять всех детей «согласно проектной мощности учреждения». Однако есть одно «но». Речь идёт о наборе в ясельные группы, а медики категорически не рекомендуют отдавать малышей в дошкольное учреждение в зимний и весенний период, поскольку ребёнок из-за естественного снижения иммунитета гораздо труднее адаптируется к новой обстановке, чаще болеет. Родители благоразумно следуют советам врачей и умоляют заведующую Ирину Дуплову «подождать их до лета-начала осени». Она-то подождать согласна, а вот депутаты - нет. Получается явное столкновение интересов, и нетрудно догадаться, на чьей стороне будет перевес.
- Меня очень волнует, что за раскруткой учреждения, за высокими показателями мы просто потеряем детей. Меня заставляют форсировать решение кадрового вопроса: говорят, бери кого угодно. Не могу! Сейчас у нас есть хороший, сплочённый коллектив педагогов, детей и родителей, заинтересованных в жизни нашего детского сада. Случайные люди приведут к ссорам, текучке кадров, а в итоге пострадают дети. Надо открыться к апрелю? Мы откроемся. Но не в ущерб детям, - говорит Ирина Дуплова.
В том, что ей это удастся, я нисколько не сомневаюсь: накануне нашего знакомства с детским садом № 100 к заведующей подошли три педагога - интересовались вакансиями и условиями работы.
в «Льдинке» нет проблем
Заглянули мы и в дошкольное учреждение, в котором многие годы нет проблем с персоналом. Это детский сад № 65 «Льдинка» Ленинского района, здесь наряду с обычными группами есть группы для детей с нарушением зрения. На вопрос, как удалось решить кадровую проблему, заведующая Ольга Галстян только руками разводит:
- Довольны все, потому и проблем нет. А те, кто по каким-то причинам от нас уходит, потом обратно просится на работу.
- Принимаете?
- Конечно, если есть такая возможность. Но пока вакансий нет.
Всего в этом детском дошкольном учреждении работает 78 человек.
Музыкальный руководитель Наталья Викторовна Штыбен здесь больше двадцати лет. С её квалификацией могла бы работать не только в общеобразовательной школе, но и школе искусств. Но она предпочла детский сад, причём конкретно этот. Говорит, что здесь совсем иное состояние души. Считает, что очень многое, если не всё, в вопросах кадровой политики зависит от руководства. С ней полностью согласна воспитатель Наталья Артемьева. Она в профессии тоже не новичок. Начинала работать нянечкой (по штатному расписанию это помощник воспитателя) будучи студенткой, по окончании вуза не было ни малейших сомнений, куда пойти работать. Вне «Льдинки» она себя просто не представляет.
- Да на таких педагогов, как наша Наташа, и дети, и родители просто не надышатся! - единодушны другие сотрудники «Льдинки».
Заведующая детским садом «Льдинка» Ольга Галстян всех своих секретов управления кадрами не раскрыла, но призналась, что в «Льдинке» отработана «система мотивации сотрудников, причём не только материальная, но и моральная». Но и она соглашается, что проблема с кадрами в отрасли дошкольного образования есть.
Об этом мы разговаривали и в детских садах с обеспокоенными заведующими, и в департаменте образования с начальником отдела дошкольного образования Маргаритой Владимировной Плискевич.
- Нельзя сказать, что у нас катастрофически не хватает кадров, - считает Маргарита Владимировна. - Проблема не только в низкой заработной плате, а в том, что молодёжь боится ответственности. Ежедневно отвечать за жизнь, здоровье и образование двадцати малышей - это очень большая ответственность. К тому же возросли требования родителей, и они строго спрашивают с педагога результат развития своего ребёнка. Но многие педагоги не представляют себя в другой должности, и таких каждый год становится всё больше.
По мнению специалистов департамента, привлечь перспективную молодёжь в дошкольное образование могут конкурсы профессионального мастерства. Например, городской конкурс воспитателей «Золотой фонд», который ежегодно проходит в Ярославле. Победитель может быть аттестован на высшую квалификационную категорию, а это не только моральный, но и серьёзный материальный стимул.
- Честно говоря, я, проработав в этой системе не один десяток лет, не понимаю, почему молодёжь не идёт в детские сады. Ведь здесь, как ни в одном другом месте, созданы условия для полной профессиональной и творческой самореализации, - говорит Маргарита Плискевич. - А главное в нашей профессии - это дети. Где вы ещё найдёте такое благодарное и отзывчивое на каждый твой вздох окружение? Я ведь тоже воспитателем в детском саду десять лет отработала, детские утренники до сих пор по ночам снятся...
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе