Откуда у трезвых грузчиков ноги растут? Какую опасность таят центры для людей с зависимостями

Что может скрываться за такими общественно полезными на первый взгляд объявлениями, как «Избавление от алкогольной и наркотической зависимости» или даже «Трезвые грузчики»?

Ответ на этот вопрос знает Николай Каклюгин, психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук.

На прошлой неделе в Ярославле прошел региональный этап XXVI международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», где Николай Владимирович стал одним из докладчиков. Наш корреспондент встретился с доктором и узнал, какую опасность таят некоторые реабилитационные центры для людей с зависимостями.



Мишень для наркодилеров

– Николай Владимирович, вы как практикующий психиатр нарколог можете назвать наиболее характерные черты современного наркопотребления в России?

– Неудивительно, что близкие этих ребят, родители, родственники готовы заплатить любые деньги, чтобы вылечить их. Так куда же обращаются сегодня желающие избавить своих родных от наркотической зависимости?

– Если речь идет не о срочной наркологической или психиатрической помощи, то это, как правило, реабилитационные центры, которые представлены практически в каждом российском регионе. Обычно они бывают трех видов. Или это центры под эгидой Русской православной церкви, или организованные нетрадиционными для России религиозными организациями. Есть и работающие по принципам, схожим с антинаркотической деятельностью сицилийской мафии или аналогичных структур.



Цель – власть и деньги

– Зачем различные альтернативные религиозные объединения организуют реабилитационные центры?

– Как правило, для вербовки новых адептов своего культа и материальной выгоды для своих лидеров. Благих намерений там нет.

– То есть в таких центрах люди не излечиваются от своей зависимости?

– В таких местах люди проходят серьезную психологическую обработку с использованием известных психотехник, в том числе массового гипноза, НЛП, «очищая», вытесняя наркоманскую личность из сознания человека. Но вот чем заполняется это «свято место»? Гуру на общих собраниях вводят людей в измененное состояние сознания, сопровождающееся выбросом большого количества «гормонов счастья» – эндорфинов. Тем самым вместо зависимости от приема наркотиков возникает новое пристрастие – к получению больших доз эндорфинов. Неудивительно, что бывший наркоман или алкоголик, впавший в такую новую зависимость, добровольно отдает свои деньги, имущество и всего себя, а то и своих несовершеннолетних детей. Кстати, в таких центрах обычно практикуется тяжелый физический труд «на благо общины» без какой-либо оплаты. И если вы видите всем знакомое объявление «Трезвые грузчики, телефон такой-то», то ноги у него растут обычно из сектантского реабилитационного центра.

– Как его опознать?

– Такие центры для наркозависимых располагаются, как правило, в деревнях, в частных домах, с плохой транспортной доступностью, откуда практически невозможно убежать. Реабилитанты рано встают, скудно питаются и много работают.

– В Ярославской области тоже есть такие?

– Да. Мне известно как минимум о трех. Поэтому родственникам нужно очень внимательно изучать подноготную реабилитационного центра, где они надеются получить помощь для близкого человека.

– Что лежит в основе работы православных реабилитационных центров?

– Она, как ни странно, строится на принципах работы Макаренко, воспитавшего из беспризорников и малолетних преступников времен революции и гражданской войны академиков, ученых, военачальников, писателей… А работали Антон Семенович и его последователи, базируясь исключительно на христианских принципах: честности, ответственности и делании добра другим людям. Так действуют католические и православные реабилитационные центры во всем мире, при этом идеология и новый смысл жизни, которым наполняется «стертая» наркоманская личность, – это традиционное христианство. Кстати, у братьев-католиков дело поставлено гораздо лучше, православным нужно многому у них учиться в плане реабилитации.

В традиционных религиях идет работа на снижение страстей, эмоционального фона, на стрессоустойчивость, а в сектах и сектоподобных структурах – на перезависимость, возбуждение иных страстных моментов, постоянно на борьбу с кем-то или чем-то и с обязательным наличием неких «костылей» для своей «болезни». И в этом их ключевая разница.

– И все-таки если наркомания и алкоголизм – это болезнь, то можно ли излечиться только с помощью традиционной религии?

– Наркомания – это в первую очередь не болезнь, а страсть. И далеко не единственная. А православие имеет огромный, накопленный за много веков опыт борьбы со страстями. Достаточно вспомнить труды святителя Феофана Затворника с его обобщающей опыт целых поколений святых отцов Церкви схемой работы по этому направлению, которая, по сути, предвосхищает и на порядок превосходит психотерапевтические модели современных западных психологов.

Если человек не научится обуздывать страсти, не будет жить в рамках определенной системы ценностей, он от своей зависимой модели поведения не избавится. Будь то наркотики или компьютерные игры, алкоголь или поход по магазинам в поисках новых (на самом деле и не очень нужных) вещей или регулярное вхождение в измененное состояние сознания на экзальтированных служениях различных сект.

– Николай Владимирович, а что вы можете сказать о таких организациях, как, например, «Клуб анонимных алкоголиков», «12 шагов» – без религиозной подоплеки?

– Они действительно помогают избавиться от зависимости. Но при этом вместо прежней страсти человека к алкоголю или наркотикам «вкладывают» в него новую страсть, превращая ее в главную цель и смысл жизни реабилитанта – страсть к борьбе со своей болезнью. Люди становятся буквально одержимыми этой новой страстью, она превращается в идею фикс. Ради этого они готовы забывать о своих бытовых, семейных проблемах. Без групп поддержки они себя уже не мыслят. Есть специалисты, которые работают над возвращением такого «больного группами» человека в общество, на его полноценную социализацию. Такая же опасность у псевдоправославных учений-движений, где основной идеей становится борьба с «алкогольной мафией» и «культурой пития», то есть по сути со всем обществом. Но это тоже пагубный путь, поскольку смысл жизни – не в борьбе, а в самой жизни во всех отношениях: духовном, психическом и телесном, где не трезвость – самоцель, а цельность и полнота личности, гражданина, а значит, и всего государства в целом.

Автор
Светлана Парсегова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе