О поэзии Виктора Шендеровича

Писатель Вадим Левенталь — о том, нужно ли первоклассникам знакомиться с крокодилом Гаврилой.
Вадим Левенталь.
Фото из личного архива


Я держу в руках учебник математики для 1-го класса. Федеральный государственный образовательный стандарт. Образовательная система «Школа 2100».

На учебник получены положительные заключения Российской академии наук и Российской академии образования. Авторы — Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. В подготовке также принимали участие Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.В. Горячев и О.В. Пронина. Руководитель издательской программы — доктор пед. наук, проф., членкор РАО Р.Н. Бунеев. Учебник выпущен совместно издательствами «Баласс» и «Школьный дом» в 2012 году.

Само собой, издание рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

На 51-й странице учебника первоклассникам предлагается следующее задание. Нужно вычислить примеры типа «3+2+4+1» и расставить соответствующие получившимся числам буквы в клетки. «Отгадайте слова — и вы узнаете имя героя стихотворения. Кто автор этих стихов?» — написано в задании.

Бог с ним, что чисто технически задание это скорее для дошкольника. Складывать числа в пределах первого десятка — замечательный навык, но для середины первого класса хотелось бы заданий поинтереснее.

Учебник, надо сказать, вообще производит впечатление слишком простого — весь год детям предлагают складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

Ну, этот недостаток сейчас легко компенсировать с помощью интернета. Есть обучающие сайты uchi.ru, universarium.org, lectorium.tv (хотя последние более предназначены для старшеклассников), есть заочные математические кружки при сайтах математических школ. Но это всё лирика.

А что же, собственно, с лирикой? Что за стихи? И вот тут начинается интересное.

Напомню формулировку задания: «Отгадайте слова — и вы узнаете имя героя стихотворения. Кто автор этих стихов?»

Задание сформулировано так, будто речь идет о стихотворении, которое всем известно, и на вопрос об авторе каждый ребенок с радостью узнавания выпалит фамилию классика.

Между тем, заполнив квадратики с буквами, правильно посчитавший примеры ученик обнаружит запись: «крокодил Гаврила».

Известно ли вам стихотворение про крокодила Гаврилу?

Мне тоже.

Что бы вы сделали на моем месте?

Я тоже спросил у «Яндекса».

Вот что это за стихотворение. «Я бы — вот бы славно было — / Завела бы крокодила! / И отмыла бы от ила, / И назвала бы — Гаврила! / Был бы он совсем негрубый, / Мыл бы уши, чистил зубы, / И соседке, Марьиванне, / Строил глазки, лежа в ванне. / Он бы кушал всё подряд: / Кашу с маслом, шоколад, / Соль, баранки, апельсины, / Дядю Пашу, тетю Зину. / Я б гулять его водила... / Тяжело без крокодила!» (орфография и пунктуация сохранены).

Автор этих строк — Виктор Шендерович.

В связи с этим я хочу задать несколько вопросов как авторам учебника, Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких, а равно и всем остальным, кто принимал участие в подготовке издания, так и министру образования и науки России Д.В. Ливанову.

Правда ли, что в учебник по математике для 1-го класса включено стихотворение Виктора Шендеровича? Это тот самый Виктор Шендерович, который «Куклы», «Эхо Москвы» и т.д.? (Интернет-поиск не дает поводов сомневаться ни в том, ни в другом, но я до сих пор чисто по-человечески не могу в это поверить.)

Действительно ли стихотворение Виктора Шендеровича «Я бы — вот бы славно было...» знакомо или должно быть знакомо каждому школьнику в России?

Позволяли ли условия задачи зашифровать в ответе какое-нибудь другое стихотворение другого автора — Чуковского, Маршака, Хармса, Мориц или Барто, например?

Пройти мимо вопроса авторства невозможно, в формулировке задания стоит вопрос: «Кто автор этих стихов?» В связи с этим появляются дополнительные вопросы.

Ставится ли в этом задании, помимо обучения счету в пределах первого десятка, еще и просветительская задача — познакомить первоклассников с творчеством Виктора Шендеровича?

Оправдана ли эта задача художественными достоинствами и/или культурной значимостью поэзии Виктора Шендеровича?

Следует ли рассказывать первоклассникам про другие грани таланта автора этого стихотворения?

Обычно, упоминая при ребенке впервые какое-то имя, мы хотя бы коротко рассказываем, что это за человек и чем он знаменит. Насколько подробно нужно рассказывать семилетним детям о подробностях жизненного и творческого пути Виктора Шендеровича? Вопрос этот важный, потому что как раз самые знаменитые и, на иной взгляд, ключевые этапы этого пути могут, в лучшем случае, быть ребенку непонятны, а в худшем — нанести вред психологическому здоровью ребенка.

Спасибо!
Автор
Вадим Левенталь
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе