Может целую волость запустошить

И мытьем и катаньем верхи проталкивают в Переславль проект создания фармацевтического предприятия по производству нановакцин против гриппа.  При всяком удобном случае лакействующие СМИ не забывают напомнить, что в Переславле при поддержке госкорпорации «Роснано» стартует строительство высокотехнологичного завода по выпуску чистых нановакцин - одного из флагманских предприятий фармацевтической промышленности и инновационной медицины.


И  ПРИ этом никто не говорит о том, что большинство переславцев в гробу видели этот завод. Пять тысяч горожан уже поставили свои подписи против его строительства.  Люди готовы идти на открытые акции гражданского неповиновения, если власть не захочет прислушаться к их мнению. Ибо ни от этого завода, ни от стоящего за ним господина Чубайса люди не ждут для себя ничего хорошего. Да и что ждать от всеобщего любимца русского народа, если даже американцы десять лет назад, а точнее 29 сентября 2000 года, в докладе «О коррупции в России» назвали его крупнейшим коррупционером и вором. А газета  «Нью-Йорк таймс», опубликовавшая этот доклад, написала в редакционной статье: «Чубайс должен быть наиболее презираемым человеком в России».
Впрочем на днях, покопавшись в «Мифологическом словаре» под редакцией академика Лихачева, переславцы сделали открытие, еще больше укрепившее их решимость не пускать в свой город опасный фармзавод. Оговоримся сразу, что никакого отношения к господину Чубайсу статья не имеет. Это просто мифология - плод дремучего невежества дикого народа.
Чубась - (чубысь, бесенок рыжий) в низшей мифологии великороссов и латгальцев - маленький зловредный домовой дух. Ч. представляли в образе пузатой рыжей крысы «с лицом вроде человеческого». Он вселяется в дома по воле злых колдунов, тушит огонь в очаге, требуя выкуп зерном («все в амбарах поберет, из сусеков заметет») и животными («что мычит и блеет, квохчет и лает, корову и собаку - гони в буераки, курку и козлищу - ко мне в логовище»), но не потому, что хочет есть, а затем, чтобы заставить людей голодать. «Hе ест он ни жита, ни мяса, не пьет ни пива, ни кваса, а питается людской бедою». Ч. сначала поселяется в одной избе, но если его не выжить, может «цельную волость запустошить».
Известен цикл сказок о победе странствующего героя над Ч. Герой (кузнец, солдат или «человек прохожий» без указания рода занятий) попадает в дом (в село), где бесчинствует Ч.:
- Пошто, добры люди, в холодной избе в потемках сидите, сухую корку едите?
- Чубаська огонь украл.
Герой решает сразиться с демоном и в полночь зажигает свечу. Появляется разъяренный Ч. и требует выкуп, угрожая потушить огонь. «Спробуй,- говорит герой,- небось, и в наперсток ховаться не умеешь». Ч. залезает в наперсток, герой залепляет его свечой, «у Hиколина образа горевшей», а затем плющит молотом и бросает в болото (кузнец) или заряжает в ружье и выстреливает «в белый свет» (солдат).
(«Мифологический словарь» под ред. Д. С. Лихачева, Б. А. Рыбакова и др., стр. 999 - 1000. М., «Hаука», 1996 г.)
Золотое кольцо
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе