Куинджи и теории заговоров

Вечером 27 января с выставки в Третьяковской галереи была украдена картина Архипа Куинджи.

К утру этот небольшой пейзаж «Ай-Петри. Крым» нашли, был арестован преступник – ранее привлекавшийся за наркотики, которого вычислили, в частности, по отпечаткам пальцев, оставленным на раме. Кража, вкупе со стремительной находкой, вызвала бурное обсуждение в интернете. Причем, чем меньше человек знает о том, как устроены музеи – да и вообще искусство – тем более буйные и фантастические формы это обсуждение приобретает.


Во-первых, сразу появились многочисленные шуточки (например «Есть вопрос по картине Верещагина "Курильские острова"»). Ругать такое, на мой взгляд, не стоит. Когда у нашего народа выключается чувство юмора – значит, совсем все плохо. Шутки – это как раз здоровый симптом попыток подняться над ситуацией. Гораздо хуже, по моему мнению, всплеск конспирологии. Тревожно это тем, что она, как и всякая фоменковщина –растет из безграмотности. И из готовности верить в любую теорию заговоров лишь на том основании, что версию озвучивает государство или официальная академическая наука. С одной стороны, это признак того, насколько все-таки россияне не доверяют своему государству. Но, увы, гораздо чаще – как это видно на примере веры во всякие жидомасонские заговоры – это уже примета некоего психического нездоровья, от которого люди, профессионально разбирающиеся в теме, сразу хотят эвакуироваться. 

Сейчас вам изложу несколько версий теорий заговора о краже картины Куинджи, которые я, изучая десятки комментариев в своем блоге, хлебнула сверх меры. 

Почему же, предполагает общественность, так нагло была похищена и так быстро была возвращена картина? Те, кто в курсе, что у музеев бывают директора, и в Третьяковке сию должность занимает Трегулова, пишут, что это такой изящный гамбит, чтобы снять ее с поста. Другие, знакомые с понятием «тендер», считают, что это – авантюра, призванная дискредитировать Росгвардию, охраняющую галерею. Недаром же это случилось в день рождения главы Росгвардии! За этим совпадением что-то да кроется! (Лично мне приглянулась версия, что это очередной перформанс в стиле арт-группы «Война», недаром же это случилось в день рождения Куинджи! Слава богу, эта версия изначально озвучивалась как шутка). 

Но подавляющее число интернетных конспирологов «чуют правду» вот в таком виде, по пунктам. Значится, некий олигарх, подпольный коллекционер, побывав на выставке Архипа Куинджи, решил заиметь в свою подпольную коллекцию данную работу художника. Зачем искать Куинджи в свободной продаже, на аукционах, у других частных коллекционеров (не подпольных)? Это долго и дорого – а человеку нравится экономить и рисковать. Гораздо интереснее пойти другим путем. 

Наш заказчик, весьма хитроумный и опытный, разработал сложный план. Исполнитель – арестованный позднее Денис Чуприков – идет в музей, крадет картину. Отвозит его заказчику (или посреднику). А тот – следите за руками – вручает ему идентичную копию картины, сделанную в тайных подвалах какой-нибудь Малой Арнаутской. Вор прячет копию на стройке, где ее позже обнаружит полиция. Исполнителя сдают полиции специально. Поэтому-то так быстро и получилось, а не потому, что полиция почему-то умеет быстро работать, если ей оставить отпечатки, номер автомобиля и лицо на камерах. Подделка теперь в руках властей, а подлинник – у заказчика. 

Сейчас будет моя любимая часть, самое прелестное по своей абсурдности. Итак, полиция не видит, что это подделка – у нее нет экспертов, никогда в жизни не было, и посторонних специалистов привлекать они не умеют. Министерство культуры, видимо, аналогично. Далее развилка сюжета (я тщательно конспектировала комментаторов, ничего не выдумываю, честное слово). Вариант А: ни эксперты Третьяковки, ни эксперты Русского музея (которому принадлежит полотно) не видят, что это подделка – так она превосходна сделана! Коллекционер счастлив. Конец истории. Вариант Б: эксперты обоих музеев все видят, но молчат из страха перед могущественным заказчиком, который позвонил куда надо и запугал руководство обоих музеев, полицию и Минкультуры. Коллекционер счастлив, конец истории. 

Придется все-таки объяснить какие-то элементарные вещи, почему подобное – действительно абсурд. Во-первых, создать идентичную подделку картины маслом – долго и дорого, это вам не на цветном ксероксе напечатать картинку. Надо подобрать идентичный состав красок (а у Куинджи он своеобразен), сымитировать мазки и все такое. Ну, предположим, наш таинственный заказчик сумел найти такого умельца, способного обмануть экспертов всех музеев. Но зачем поднимать такой шум? Не только «счастье любит тишину», тишину любит и весь арт-бизнес, и законный, и тем более – криминальный. В случае подделки не было никакой нужды демонстративного похищения картины из здания: преступник мог бы вставить подделку в раму, повесить на место, никто бы и не заметил. Во-вторых, продолжая тему тишины – успешные случаи замены картин в музеях копиями, это те, о которых никто не догадывается. Идеальный вариант – чтобы картину начали подозревать и проверять на подлинность только лет через тридцать (как с «малевичами» в Ростовском кремле). В данном же случае очевидно, что проверять ее будут очень тщательно, в том числе, в процессе реставрации после путешествия на морозе. Перед выставкой картину для каталога, вдобавок, тщательно и крупно сфотографировали – и музейщикам будет, с чем сравнивать направление каждого мазка кисти. А у поддельщика, кстати, таких крупных фото быть не может, так что с чего он свою идентичную идеальную копию мог наваять – непонятно. 

И наконец, настоящие кражи умными людьми под заказ из музеев России осуществляются не так. Просто сотрудник музея в один прекрасный день приходит на работу с одним предметом в сумке, а выходит с другим. Да и подменами обычно никто не озадачивается – вещи просто «теряются» в фондах. И тишина… 

Граждане! Не надо объяснять конспирологией то, что можно объяснить глупостью. Картин, украденных уголовниками, алкоголиками и клептоманами, которые просто привыкли красть все, что плохо прибито, гораздо больше, чем тайных заговоров подпольных антикваров. Аналогичным образом – жён, убитых своими мужьями в припадке гнева, гораздо больше, чем хитроумных убийств в запертых комнатах с помощью неизвестного оружия. Да, в книгах и телевизорах мы обычно видим второе, а не первое – но не путайте реальную жизнь и фантазии киносценаристов. 

А узнать, что случилось на самом деле, можно будет, только ознакомившись с уголовным делом. Знаете, такие в папочках, картонных или пластиковых. Ну а пока спасибо сотрудникам полиции за их оперативную работу. Терпения и сил всем работникам Третьяковской галереи! Отдельно – героической пресс-службе ГТГ. Держитесь там! Психов вокруг – толпы. 

Автор
Софья Багдасарова, корреспондент The Art Newspaper Russia, блогер, писатель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе