Кластерное притяжение

Сергей Вахруков руководит Ярославской областью меньше года. За этот сравнительно короткий срок он сумел сформировать команду и заинтересовать своими идеями региональные элиты. Кроме того, новый губернатор убедил российские власти более чем в три раза увеличить финансирование из федерального бюджета проектов, реализуемых в рамках подготовки к 1000-летию Ярославля. О своем видении развития Ярославской области и о том, как у него выстраиваются отношения с местными бизнесменами и сторонними инвесторами, Сергей Вахруков рассказал в интервью журналу «Эксперт Волга».

Четыре плюс один

– Раньше вы заявили о желании развивать в регионе четыре кластера: по производству дизельных моторов, газотурбинных двигателей, автокомпонентов, а также туристический кластер. Список остался прежним?

– После недавно прошедшего в Иванове заседания президиума Госсовета список пополнился еще одним, текстильным, кластером – по выпуску технических тканей. Мы получили соответствующее поручение от Президента РФ и уже разработали предложения по тому, как развивать это направление при поддержке государства. В Ярославской области есть четыре предприятия, которые станут основой кластера. Это, например, заводы «Красный Перекоп» (где, кстати, работала первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова), «Корд». Предприятия постепенно развиваются, обновляют оборудование.

– Кластер по выпуску газотурбинных двигателей, понятное дело, создается вокруг крупного производителя авиационных двигателей и ГПУ – НПО «Сатурн», расположенного в Рыбинске. А какие предприятия входят или войдут в дизельный кластер? На слуху Ярославский дизельный завод…

– Мы выпускали и продолжаем выпускать огромную номенклатуру дизелей для различных предприятий народного хозяйства. Представители кластера – входящий в «Группу ГАЗ» ярославский «Автодизель» более чем с 20 тысячами работников, Ярославский завод дизельной аппаратуры, Тутаевский моторный завод и ряд других. Кроме того, мы имели мощный научно-исследовательский центр дизелестроения и сами вели разработку двигателей. Но, к сожалению, в последние несколько лет центр растерял кадры, заказов стало гораздо меньше. В лучшие времена там работало около полутора тысяч специалистов, сейчас – менее 500. С помощью «Группы ГАЗ» нам предстоит восстановить позиции центра. Ведь без собственных разработок, рассчитывая только на лицензионное производство, мы далеко не уедем. Во-первых, ноу-хау нам вряд ли продадут, во-вторых, это напрямую касается вопросов государственной безопасности – ярославскими моторами комплектуются машины, закупаемые силовыми ведомствами РФ. Так что для нас этот кластер очень важен, обоснован, и мы его будет всячески развивать.

– А почему вы решили создать автокомпонентный кластер?

– Это тоже наша специализация. Ярославский шинный завод всем хорошо известен, и его владелец – холдинг «СИБУР» – активно модернизирует предприятие. В частности, ведутся переговоры о развитии производства с помощью технологий компании Continental. В кластер входят также производители лако-красочных, резинотехнических и асботехнических изделий. Кроме того, у нас хорошая образовательная база – Ярославский технический университет, система начального профессионального образования.
Недавно я встречался с президентом фирмы AVL List GmbH, которая является одним из основных создателей автокомпонентного кластера на территории Австрии. В ближайшее время планируем туда съездить, чтобы изучить схему построения кластера, его преимущества, понять мотивацию включения в такое образование. Кстати, не исключено, что дизелестроительный и автокомпонентный кластеры сольются в один – они близки по специфике выпускаемой продукции.

– Собираетесь привлекать в кластеры новые компании или ограничитесь проектами существующих предприятий?

– Упомянутая мной компания AVL List GmbH рекомендовала нам разработать схему привлечения в кластер новых компаний. А ведь на самом деле все происходит довольно быстро и понятно – каждое предприятие подтягивает к себе своих партнеров. В этом и заключается преимущество кластерной политики.
Например, недавно японская компания Komatsu заложила первый камень в проект строительства у нас завода по выпуску экскаваторов и погрузчиков. Первая продукция будет выпущена к 2010 году. Так вот, Komatsu зовет в Ярославскую область партнеров – производителей автокомпонентов, с которыми сотрудничает на площадках по всему миру. Мы надеемся, что поставщиками японского производителя спецтехники станут и наши предприятия. Таким образом, происходит нормальная интеграция, которая, с одной стороны, дает возможность привлечь инвесторов, с другой – развить традиционные отрасли.
1000 лет на кону

– Вы не боитесь, что при масштабной реконструкции, тем более в столь сжатые сроки, может пострадать историческая часть города? Например, «случайно» снесут старинные дома, мешающие строительству какой-нибудь гостиницы или торгово-развлекательного центра.

– Мы стараемся, чтобы таких прецедентов вообще не было. Исторический центр Ярославля – это памятник ЮНЕСКО. В этом году по рекомендации ЮНЕСКО мы изменили внешний вид целого ряда объектов в городе. В частности, притча во языцех – проект строительства гостиницы Marriott на Волжской набережной. Хотя это очень известная марка, но то, что было предложено – шестиэтажное кубическое здание, совершенно не вписывалось в архитектуру исторической части города. Мы предложили компании, получившей земельный участок и начавшей строительные работы, изменить все фасады, этажность. В итоге там согласились с нашими претензиями, а представители ЮНЕСКО согласовали этот проект.
А от строительства ряда объектов по рекомендации ЮНЕСКО мы вообще отказались. Согласно стратегии развития города прежде всего будет застраиваться заволжская часть, где формируется сити-центр Ярославля. Это тоже поможет сохранить облик исторической части.

Заманить туриста

– А насколько, по вашим прогнозам, увеличится количество туристов в Ярославле?

– Как минимум в три раза. По нашим расчетам, ежедневно к нам будут приезжать несколько десятков тысяч гостей.

– Вы можете гарантировать бизнесу такой поток?

– Думаю, да. Ведь мы стараемся работать не автономно с какими-то структурами, которые строят гостиницы. Сегодня на рынке есть системные операторы, совместно с гостиничными сетями они двигают туристический бизнес. Вот, например, ситуация с гостиницей, которую у нас строит мэрия Москвы совместно с «Интуристом»: затягивая сроки, они уже нарушают определенные схемы по привлечению и размещению туристов. Потому что у нас уже заключены соглашения с турфирмами, которые должны заполнять туристами эту гостиницу.
Потоки отрабатываются, и сейчас такого не бывает, чтобы построили гостинцу, а она оказалась невостребованной. Недавно мы обсудили вопросы привлечения туристов с нашими партнерами из земли Гессен в Германии и планируем заказать у них проект по распределению туристических потоков и определению мест наиболее эффективного расположения гостиниц. Это будет сделано в масштабах всей области. Думаю, немецкие партнеры помогут нам и с поиском инвесторов. У них есть отработанные технологии, которые останется адаптировать к нашим условиям.

Владимир ШТАНОВ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе