Хочу у зеркала спросить

Какие Святки без гадания? Таким сугубо неделовым вопросом, казалось бы, вполне уместным в эти дни, задались наши корреспонденты не без опаски. Мало того, что православная церковь считает гадания на зеркале грехом и языческой тщетой, знаем же – многим нашим читателям в многотрудных заботах о хлебе насущном просто, наверное, не до тех полузабытых чудес из прабабкиной светёлки.


Всё же прикинув, что как раз на весёлые Святки не так уж и зазорно прослыть людьми не от мира сего, рискнули они поразмыслить над вынесенной сегодня под «шапку» перефразированной поэтической строкой, всем и каждому известной если не по первоисточнику – книгам Марины Цветаевой, то уж непременно по новогодним приключениям героев фильма «Ирония судьбы, или с Лёгким паром». Обсудить святочную тему решили мы, встретившись с одним из тех, кому и карты в руки – гендиректором единственной в городе фирмы, выпускающей зеркала, предпринимателем Сергеем Чегенёвым.


Напрасно мы ожидали, что наш собеседник с порога повернёт разговор на кризис и заказы, ассортимент и цены, на шлифовку-полировку. Настроен был Сергей Александрович на нужный нам лирический лад и прежде чем показать, какие теперь в моде зеркала, прямо в рабочем кабинете устроил небольшой «семинар-практикум». 


Популярно объяснил: без зеркала испокон века не обходятся люди ни в будни, ни в праздники, оно так верно служит нам в дороге и дома, столько от него пользы, что мало кому, кроме поэтов, приходит в голову с ним беседовать, а тем более о чём-то его спрашивать.


Между тем оно само по себе – чудо из чудес. Способно умножать число стоящих перед ним предметов, показывать их в самых невероятных ракурсах, делать видимой обратную сторону вещей. По словам нашего собеседника, зеркало по сути только тем и занимается, что показывает нам невидимое – да хотя бы наше собственное лицо.


А раз так, значит, не такими уж наивными были те невесты, что садились к зеркалу со свечой гадать на «суженого-ряженого»? Как с точки зрения современной биофизики на их ожидания и настрой реагирует зеркало, как отражённые им биотоки превращаются в «картинки», учёным уже известно.


А наши предки и без всякой науки знали, что зеркало помнит добро и зло. Да, и зло тоже. Недаром же, прежде чем отведать запретного плода, девушки снимали крестики, клали их под пятку, а иконы из светёлки убирали. Не догадывались ли красны девицы, что пословица «Не сиди перед зеркалом – счастье проглядишь» просто-напросто бережёт их здоровье? Тот же охранный смысл, видимо, был и у самого запрета церкви на святочные гадания.


– Это же типичные ОБЖ, – добавляем мы огоньку в костёр, – то есть нынешние основы безопасности жизнедеятельности. Не потому ли и запрещалось глядеться в зеркало беременным – опасная генетика дитю могла повредить.


Невесты наших дней вместо гаданий предпочитают просто повнимательней рассмотреть себя в зеркало. И правильно делают: само-то старинное слово «зеркати» или «зреть» означает ведь что? Не только «смотреть, глядеть», но и «понимать» и «постигать». Кто спорит, великое же дело – «постичь» для начала девице-красавице, как она выглядит, и не пора ли наконец-то собой заняться. 


Да и впрямь видит, видит зеркало, что у нас на душе. Как-то выпал случай задуматься об этом в кабинете истории Красноткацкой средней школы. Там в «музейном углу» среди других ребячьих находок по окрестным деревням хранится гадательное зеркало из села Козьмодемьянского. Бабуля, когда дарила его школе, с хитрющей улыбкой поведала, что принадлежало оно когда-то ведьмам. 


И тут же успокоила своих гостей, мол, нет в том ничего страшного. Просто лучше не смотреться в него в дурном настроении: станет вам ещё хуже. А вот нормальное состояние духа зеркало-де имеет свойство улучшать.


Ребята дружно подтвердили:


– Сами не раз проверяли, всё так и есть.


Ну право же, чистая биоэнергетика. 


Фотосессия с Чегенёвым проходила в цехах его мини-завода, в антураже аквариумов с золотыми рыбками, плейеров с музыкой для психологической разгрузки, возле станков с программным управлением. Умной автоматике доверены там все основные операции со стандартной пластиной – от её раскроя, обточки кромки, нанесения фацета до сверления и гравировки, рисования алмазной свечой. 


При современных супер­скоростях обработки – на раскрое она 100 метров в минуту – машина чутко регулирует силу давления инструмента на хрупкое стекло. По точности же она втрое зорче, чем самый идеальный живой глазомер.


Конечно, эти технологии не с неба свалились. К примеру, итальянский универсальный обрабатывающий центр, взятый в лизинг, обошёлся фирме в кругленькую сумму – 130 тысяч евро. А вот пескоструйный станок у них свой, то бишь самодельный. Напоминает он о тех временах, когда воспитанник политеха Сергей Чегенёв одним из первых предпринимателей осваивал в Ярославле полуразвалившуюся производственную сферу.


На свой страх и риск выкупил хилую недвижимость бывшего «Местпрома». Не ожидая быстрой отдачи, выгреб до дна семейную заначку – всё, что успел вместе с родителями скопить на «Жигули». Надо было срочно менять оборудование. Пришлось чуть ли не с нуля делать всё своими руками. 


Как-то однажды специалисты фирмы на выставке в Москве увидели классный импортный станок. Хорош был, да только не по карману. Присмотрелись, переглянулись: дескать, не лаптем же щи хлебаем, давайте сами попробуем такой собрать. Засучили рукава, станок получился не хуже, а обошёлся раз в десять дешевле. Так и жили-выживали.


Начинали со стандартного местпромовского ассортимента, в пять наименований зеркал, с виду одинаково унылых, как всё типовое. Теперь по выставочному залу фирмы ходишь, как по художественному музею. Контуры зеркал, обыкновенных, цветных или матовых, с подсветкой или без, с фотопечатью, орнаментами на полях, под плёнками, декоративной или защитной, плавно круглятся, изгибаются волной, закручиваются цветочными лепестками. Напоминают они то картину в богатой раме, то фэнтези с парусом яхты, хрустальной каплей или очертаниями облака.


Искусство ярославских мастеров украшает офисы самых серьёзных компаний, vip-вагоны скоростного поезда Москва – Санкт-Петербург. Ему отдают должное экспозиционеры в музеях Ярославля, Ростова, Углича. Оценили мастерство ярославцев и гости с родины легендарных венецианских зеркал. Для одного из итальянских вернисажей в Экспо-центре на Красной Пресне ярославцы с честью выполнили спецзаказ на выставочный образец двухметровой высоты зеркала – копии в масштабе с натурального дубового листа.


Самому Сергею Александровичу больше по душе зеркала без изысков, чистые и простой формы. При умелой развеске они делают комнату светлее и просторнее. Про умелую развеску пояснил живописной зарисовкой:


– Представьте, вы поутру просыпаетесь, а ваше зеркало через окно поймало заиндевелую ветку со снегирём – красотища. Поневоле встанете с нужной ноги.


Напротив окна висит зеркало и в его рабочем кабинете. За окном пейзаж с заснеженными крышами до самого горизонта, ровным матовым небом над ними. Жизнь у Чегенёва в этих стенах, понятно, не такая сейчас, как ширь небесная, тихая и спокойная. В кривых зеркалах кризиса – всё наперекосяк, всё не по-людски и не по-божески. И ему точно нашлось бы, о чём без свидетелей начистоту спросить у зеркала. Но это, как сам он заметил, «тема не святочная».


Провожая нас, гендиректор вскользь поинтересовался, как поживает юбилейное зеркало – декабрьский презент «Северному краю» фонда гуманитарных программ имени А. Н. Яковлева, где в попечительском совете Сергей Чегенёв председателем. Да нормально поживает, в тон хозяину на прощание балагурили мы. Правдиво отражает презент трудовые будни, образы сотрудников отдела информации, самого представительного в газете.


Берём у зеркала полезные уроки. Учимся не терять лица, когда дело спорится. А если не всё гладко, стараемся не искать виновных на стороне – как невзирая на лица, мудро говорит народ, не пеняем на зеркало, коли рожа крива.


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе