Интернат или жизнь?

Общественный деятель Ольга Иорданская — о том, аморально ли отдавать пожилых родственников в дома престарелых.

1 октября в нашей стране будет отмечаться День пожилого человека. В России, в отличие, например, от Германии, почти никто не думает о старости и не готовится к ней. И проблема тут в том, что в России старение часто становится тем временем, в котором человек остается один на один со своими болезнями и немощами. Хорошо, если пожилой человек живет в семье, которая может о нем позаботиться, но над многими висит дамоклов меч одинокой старости. Или главный страх российских пенсионеров — перевод в дом престарелых.

В России куда сильнее, чем в Европе или США, чувствуется, что общество не готово помещать пожилых родственников в подобные заведения. Для русских людей такой поступок сопоставим с предательством. Я и сама считаю, что лучше всего встречать старость дома, среди родных и любимых людей. Если бабушка или дедушка с трудом, но могут себя обслуживать и хотят до самого конца жить в семье, нельзя отправлять их в дом престарелых только для того, чтобы избавить себя от лишних проблем или просто освободить комнату в квартире под другие нужды, что, к сожалению, тоже бывает нередко. Другой вопрос, что есть случаи, когда совершенно беспомощному пожилому родственнику необходим круглосуточный уход, а у родственников нет ни средств на сиделку, ни возможности оставить работу и полностью посвятить себя уходу за больным.

И вот здесь возникает дилемма, которая в условиях современной российской действительности пока не разрешима для человека среднего или низкого достатка. С одной стороны, бывают ситуации, когда родственники не в силах обеспечить должный уход, и организация, где о пожилых людям профессионально заботятся, будет лучшим выходом. В этом случае я не вижу ничего морально неприемлемого. С другой стороны, современные государственные дома престарелых часто не вызывают у пожилых людей ничего, кроме страха и неприязни.

У нас в Свято-Спиридоньевской богадельне был такой случай: супружеская пара преданно ухаживала за любимой бабушкой, старушка была вымыта, накормлена, казалось бы, ни в чем не нуждалась. Я была в этой семье несколько раз: сначала сразу после того, как больная оказалась прикована к кровати после перелома бедренной кости, а потом через несколько месяцев. И во второй раз я нашла бабушку по-прежнему лежащей в чистоте, сытой и, казалось бы, ухоженной, но с пневмонией и пролежнями. А ведь здесь идет речь о любящей семье, которая вовсе не была настроена отдавать бабушку в дом престарелых и пыталась обеспечить ей достойный уход. Вот только средств нанять сиделку у супругов не было, оставить работу никто из них тоже не мог, поэтому приходилось оставлять больную одну на целый день, подготовив для нее еду и питье. В конце концов родственники приняли решение перевезти бабушку к нам — не потому, что они не любили ее или хотели избавиться от лишних проблем — у них просто не было другого выхода.

Когда я сама столкнулась с тяжелой болезнью родных, я поняла, что справляюсь с огромным трудом — несмотря на медицинское образование, многолетние навыки ухода и помощь сестер из патронажной службы «Милосердие». Однажды бабушка из-за болезни стала лежачей, кроме того, папа тоже находится в тяжелом состоянии, его нужно кормить, поддерживать, он может упасть по дороге из комнаты в кухню. Мама-пенсионерка дома постоянно, но не может справиться с двумя тяжелыми больными. Я не могу оставить работу, в то же время вечером и ночью за бабушкой нужно ухаживать, поэтому приходится вставать ночью каждые два часа и переворачивать ее, чтобы не было пролежней. Я не представляю, как со всем этим справился бы человек, который ничего не знает о том, как правильно организовать уход: это неминуемо привело бы к сорванной спине у ухаживающего и осложнениям у больного.

В таких случаях помещение больного в специализированное учреждение кажется лучшим выходом, но в то же время в регионах перевод бабушки или дедушки в государственный дом престарелых зачастую может означать, что они окажутся в условиях, созданных не для жизни, а для существования. Проблему может решить частный пансионат, где условия обычно гораздо лучше, но средства на оплату такого пансионата есть далеко не у всех.

Единственный выход, который мне видится из этой ситуации, — это реформа системы помощи пожилым, прежде всего разукрупнение интернатов. Ведь в таком случае возникают по-настоящему личные, не казенные отношения между подопечными и сестрами милосердия, которые ухаживают за ними.

Мне кажется, таких домов должно быть больше. Если система домов престарелых перестанет быть «гетто для стариков», родственники больше не будут чувствовать себя страшными преступниками, когда отдают в специализированные учреждения пожилых родных, за которыми у них нет сил и возможности ухаживать. Общество перестанет осуждать таких людей, а переселение в дом для престарелых будет означать для пожилого человека не пожизненное заключение в спартанских условиях, а достойную старость и профессиональный уход.


Автор — руководитель Свято-Спиридоньевской богадельни службы «Милосердие»

Автор
Ольга Иорданская
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе