«Голоса цеха 76»: премьера со слезами на глазах

Истории тружениц Рыбинска прозвучали в стенах ярославской фабрики.

«Голоса цеха 76» – не обычный спектакль. Все потому, что в нем практически нет художественного вымысла. Документальную основу его составляют реальные воспоминания тружеников, представителей рабочих династий из Рыбинска и Ярославля. В 1940-1960-е годы это были совсем юные девчонки и мальчишки, которые шли к станку, на производство – поднимать промышленность, поднимать страну. Десятки их монологов были записаны участниками проекта, который реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив. Их воспоминания о юности и первой любви, тяготах военного времени и репрессиях и легли в основу пьесы, написанной Натальей Ключаревой и Светланой Гиршон. За постановку спектакля взялся режиссер Сергей Карпов из Волковского театра.


— Хотелось восхититься этими людьми, показать, что их жизнь была и радостная, и одновременно тяжелая, что в трудовой жизни простых работников тоже есть что-то очень героическое, — поделился он в интервью телеканалу «Вести. Ярославль».


Большинство занятых в спектакле артистов – это выпускники Ярославского театрального института, мастерской народного артиста России Александра Кузина. Молодые ребята, которые старались прожить жизни других молодых ребят из другой эпохи, с их радостями и печалями.

— Они погружались в жизнь советских тружеников, слушали аудиозаписи их рассказов, некоторые общались с ними лично, много читали, — рассказывает продюсер Дарья Ротенберг. — На ребят все это произвело сильное впечатление.

По задумке авторов спектакль с самого начала хотелось поставить в пространстве реального цеха. После долгих поисков площадку нашли на территории действующей текстильной фабрики в Ярославле, в культурном пространстве Textil. Это помещение стало и сценой, и репетиционным залом, и местом с особой энергетикой и атмосферой. Настоящий цех, простой и суровый, без намека на «театральность».


— Изначально здесь не было ничего: бетонный пол, стены, облицованные плиткой еще с советских времен, окна в пол, — говорит Дарья Ротенберг. — Здесь нам предстояло буквально с нуля построить спектакль. Перенеси спектакль на другую сцену, и он многое потеряет. А здесь он живет и дышит.

Аскетичные декорации – вертушка с заводской проходной, несколько сварных металлических конструкций. Молодые звонкие «голоса цеха» рассказывают зрителям о голоде, лишениях, болезнях, арестах родителей по лживым доносам, изнурительном многочасовом труде. Но без трагизма и надрыва. А где-то и очень даже весело, под баян и с песней.

— Мне не хотелось, чтобы спектакль был тяжелым. Тема сама по себе очень не простая – зачем нагнетать еще больше? — размышляет продюсер спектакля. — Я за парадоксы в искусстве: когда о сложном говорится просто, о тяжелом и грустном – с юмором. Так история лучше ложится на сердце.


На премьерном показе присутствовали и те самые ветераны – авторы монологов, что легли в основу пьесы. Узнавали себя и своих родных, плакали и смеялись. «Вы смотрели спектакль, а мы проживали свою жизнь», — признавались они.

— Спектакль «Голоса цеха» — яркое высказывание режиссера Сергея Карпова и его творческой команды на стыке документального и site specific [театр, привязанный к определенному «нетеатральному» пространству] театра, — считает Ирина Азеева, профессор Ярославского театрального института. — Теплый прием зрителей, в том числе тех из них, чьи воспоминания буквально ожили в ставшем сценической площадкой цехе, говорит о том, что такого рода спектакли, такое театральное общение со зрителем не просто нужно, а необходимо.

В течение июня состоится еще несколько показов документального спектакля в Ярославле. Для рыбинской публики «Голоса цеха 76» зазвучат в июле.

— Мы долго искали площадку в Рыбинске. В итоге принять спектакль с радостью готов ДК ГЭС, — говорит Дарья Ротенберг. — Несмотря на то, что дом культуры не промышленный объект, я считаю, это будет интересный опыт. Здание еще довоенной постройки, зрительный зал сохранился в практически первозданном виде с советских времен. Это пространство, где время здесь будто застыло, и это созвучно с атмосферой спектакля.

Автор
ОЛЬГА ГРЖИБОВСКАЯ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе