Диктатура моды, или Как мы покупаем «индивидуальность»

Одним из самых популярных развлечений в средневековой Европе были казни. За несколько дней до события в городе, где проходила казнь, люди начинали активно обсуждать, как произойдёт наказание, кто на этот раз станет палачом и с первого ли раза удастся ему справится с жертвой. Готовились серьёзно, вплоть до обсуждения одежды, в которой пойдут.

И если простолюдины думали больше о том , как бы не замерзнуть или, наоборот, не угореть от жары, то местная элита, припудрив носы, задумывалась ещё и о цветовых гаммах своих платьев. А как же – выход в свет, на культурное мероприятие. В день казни самые проницательные занимали первые ряды сильно загодя, ещё до давки и толчеи. А кто приходил впритык, тому приходилось изо всех сил работать кулаками, чтобы добиться максимально удобного места для наблюдения. В момент казни все, не отрываясь, следили за руками палача, судорогами жертвы, потоками крови, слетающимися воронами и прочими атрибутами, соответствующими мероприятию. После казни – макали кусочки ткани в крови жертвы, самые счастливые и удачливые прихватывали клок волос или ещё что-нибудь сувенирное. Делали из этого амулеты, снадобья или просто хвастали добычей. А сколько было обсуждений потом! А радости у тех, кто потом, тиражируя амулеты, загонял их на рынках не попавшим на казнь!


Переводя итоги вышеописанного на современный лад: в то время существовала мода на посещение казней. Никто (или почти никто) из участников не задумывался о безнравственности подобного увеселения. Если только Вольтер или Дидро – но мы не о них, тем более, что у них как у особ исключительных была своя мода.


…Наши дни. Привычка видеть ежедневно на экране кровь и трупы стала приводить к тому, что люди стали более равнодушными к шоу подобного рода. «Посмотреть убийство – как позавтракать». Но подобное равнодушие  вовсе не означает, что интерес к ним потерян, нет. Именно темы подобного рода продолжают давать рейтинги средствам массовой информации и индустрии кино, но, как ни парадоксально, именно эта многолетняя  привычка «смотреть убийства» и послужила тому, что это действо стало не модно. Приелось, что ли.


 Но это не значит, что, перестав  быть «хитом» в умах человеческих, всяческие «расчленёнки» однажды исчезнут – на них всегда будет спрос.


Как был спрос в 2001 году, когда миллионы американцев наблюдали в прямом эфире казнь Тимоти Маквея, приговорённого к смерти за совершение массового убийства в Оклахоме. В 1995 г. он устроил один из самых страшных терактов в истории США. Бомба, подложенная Маквеем, разрушила многоэтажное здание. Мощный взрыв унес 168 жизней. В числе погибших было 19 детей. Сотни человек получили тяжёлые ранения.


Американские телезрители в тот день получали примерно те же эмоции и делали примерно то же, что в средние века творили немногочисленные по нынешним меркам наблюдатели. Только что в кровь ничего не макали да наряды не обсуждали. И как же счастливы были рекламодатели, получив нереальные выгоды от просмотра казни чудовищного преступника! И какой же модной была тема казни в те дни!


Как видите, даже то, что, казалось бы, «приелось», вполне можно эксплуатировать. Главное – понимать принципы спроса и принципы моды и творчески к ним относиться.


Давайте посмотрим ещё один пример.


Прибыльными в наши дни оказались проблемы человеческие. Вот,  например, противники нынешней власти вложились в новый широко известный нынче в Москве телеканал с белой ленточкой. Всё же так просто, как дважды два: на оппозиционных настроениях (читай – на проблемах народа, страны) можно сделать деньги. Уф, наконец- то. А ещё же можно создать модные тренды, бренды, бутики палаток, ленточек, спецтехники и пр. Помните нашумевший ролик «Мода на баррикадах»? – это и есть бизнес на проблемах.


А теперь вернёмся к принципам и правилам.


Знаток и теоретик моды Бруно Ремори писал так: «Традиционный маркетинг был основан на потребности. Вы берёте товар, способный удовлетворить существующую потребность, и пытаетесь доказать, что он лучший в своём классе. В модном бизнесе действуют иначе. Мода – это фабрика по производству желаний».


А именно: хочешь красиво одеваться – следуй волшебной моде, и тогда ты станешь лучшим, правильным, и тебя возьмут в сообщество волшебников. И на тебя не будут указывать, как на несчастного изгоя в трениках и толстовке. Будь модным – вот основной призыв последователей модных тенденций. Делай, как мы.


Так вот: когда вам говорят, что, следуя моде (на одежду, на протесты, на казни), вы подчёркиваете и обогащаете «индивидуальность», это… почти правда. Это та самая «индивидуальность», которая необходима законодателям моды, чтобы растворить вашу личность в толпе и немножко на этом заработать. Всего лишь бизнес.


«Для людей, которые по-настоящему помешаны на моде, она – своего рода наркотик, – пишет консультант по моде Жан-Жак Пикар. – Но у ярых фанатов моды есть уязвимое место. Они как будто всё время боятся, что кто-то будет их оценивать. Они живут в состоянии вечной тревоги за свой внешний вид».


В том числе и поэтому современная мода имеет тенденцию меняться раз в полгода. Чтобы не привыкали, чтобы не приелось, чтобы прибыль не прерывалась на человеческой неудовлетворенности собой.


Если следовать логике построения брендов в сфере моды, пройдет, возможно, и мода на человеческие проблемы. Потому что к ним привыкнут, про них станут говорить «проблему посмотреть – как позавтракать» и займутся чем то другим. Для прибыли.


P.S. Для справки. По расчётам аналитической маркетинговой компании MINTEL, объём мирового рынка предметов роскоши в 2008 году составил 100 млрд долларов. Этот денежный оборот существует благодаря совокупности тонких, изощрённых маркетинговых методов, которые заслуживают отдельного анализа).


А всё начиналось с моды на казнь…

Арина Шарапова


Журналист, телеведущий Первого канала. В 1984 окончила отделение прикладной социологии философского факультета МГУ, затем — переводческий факультет Московского государственного педагогического института иностранных языков им. Мориса Тореза по специальности «переводчик с  английского языка». Кандидат социологических наук. Руководитель мастерской журфака Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино».


Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе