Что они сделают следующим летом?

Когда стемнело, Алексей вместе со своим другом отправились на старое кладбище. Была пятница, тринадцатое. Они хотели предотвратить исполнение зверского ритуала, ради которого, по их предположению, в эту ночь на кладбище должны были собраться местные готы. 

Страшная пятница, 13-е 

Алексей Кривцов, тутевский журналист и просто идейный человек, показывает фотографии с места происшествия. При одном взгляде на изображения холодеет кровь. На столике у могилы лежат две отрубленные кошачьи головы. На могильном кресте – извлеченные из тел животных внутренние органы. Рядом с захоронением – следы костра. 

– Мы были просто в шоке, – рассказывает Алексей. 

В воскресенье Кривцов отнес фотографии в милицию. 

– Возбуждено уголовное дело по статье «Жестокое обращение с животными». Подозреваемых трое – молодой человек и две девушки, – рассказывает заместитель начальника Тутаевского ГОВД, начальник милиции общественной безопасности Алексей Копряков. – Ведется следствие. 

В суд дело планируют передать в середине апреля. А до этого подозреваемым предстоит пройти психиатрическую экспертизу. 

– Ребята в содеянном признались, – дополняет дознаватель Елена Смирнова. – Примечательно, что они утверждают, будто не принадлежат ни к какой молодежной субкультуре – вроде как свободные личности. Но в их внешнем виде имеется соответствующая атрибутика готов. Да и само «оформление» преступления навевает мысли о том, что это живодерство со значением. 

Все смешалось в среде молодежи 

Страну заполонили западные псевдокультурные веяния, – рассуждает начальник отдела молодежи департамента культуры, туризма и молодежной политики администрации Тутаевского муниципального района Борис Шаганц. – Почему псевдо? Потому что там они выглядят одним образом, а у нас трансформируются до абсурда. Это не культура, а просто позерство какое-то! 

Ту же проблему поднимали на областном семинаре специалистов социальных учреждений молодежи «Молодежные субкультуры и работа с ними». В молодежной среде смешались пришедшие с Запада понятия. Ребята и сами не всегда осознают, что вкладывают в слово, которым называют себя. Например, ник в «аське» у одного из авторитетных тутаевских готов зашифрован знаком сатаны. Очевидно, парень не в курсе, что готы к сатанинскому культу традиционно отношения не имеют. 

Еще страшнее, что социальные педагоги отмечали «зомбированность» некоторых подростков, не рассуждающих самостоятельно, а говорящих заученными фразами. Зачастую понятыми неправильно штампами из телевизора или интернета. Работать с такой молодежью крайне сложно. Участники семинара пришли к выводу, что необходимы прежде всего профилактические меры. А кто и как должен их проводить? 

Во власти стереотипов 

В пресс-службе УВД области пояснили: у них нет отдела или специально назначенного сотрудника, которые бы занимались неформалами. Зато представителями подразделений по делам несовершеннолетних ежегодно проводятся профилактические мероприятия «Неформал», призванные «приструнить» неорганизованную молодежь. Но такие мероприятия разовые. Остальная работа отдана на откуп местным властям. 

Борис Шаганц не раз участвовал в рейдах ДНД – приходилось гонять ребят и с кладбищ, и из подъездов. Их приглашали в социальное агентство «Галактика» и в клубы, предлагали увлечения на любой вкус. Кто-то и действительно променял бутылку пива на занятия ушу или капоэйрой, кто-то заинтересовался музыкой. Но часть подростков остается верна своим убеждениям. 

– Есть ведь и оборотная сторона таких явлений, – говорит Шаганц. – Это непонимание обществом субкультур. Случится что-то, как, например, с кошками, и на ребятах уже висит клеймо – это сделали готы. А они, может, и ни при чем. В принципе они все у нас как на ладони. Мы регулярно проводим рок-тусовки, хип-хоп вечеринки, куда стекается молодежь разных интересов: и панки, и готы, и рокеры, и эмо. Я лично считаю, что такую дикость, как убийство кошек, совершили просто психически нездоровые люди. И рассуждать, готы это или нет, вряд ли стоит. 

Тренироваться лучше на кошках? 

Я уверен, что это именно готы, – упорствует Алексей Кривцов. – По крайней мере те, кто себя к ним причисляет. Их весь город знает. Первый звоночек прозвенел давно – один местный гот убил кошку ради ритуального посвящения и таскал ее голову в своей сумке как талисман. 

Алексей регулярно совершает рейды с тутаевской добровольной народной дружиной. 

– Я вокалист и басист группы «Мой пулемет», играю социальный панк, – рассказывает Алексей. – Моя неформальная юность началась в девяностых – с тусовок у стены Цоя в Ярославле. Тогда, в шестнадцать лет, я только сигаретами баловался. А сейчас посмотришь на ребят: им лет по четырнадцать-пятнадцать, а они что только не употребляют – алкоголь, психотропные вещества… Мы слыли бунтарями. Но жестокость в нашей среде никогда не была популярна. Убийство животных под маской каких-то субкультурных обоснований – это нечто совершенно недопустимое. 

После того как события в полнолуние стали известны милиции, телефон Алексея стал звонить значительно чаще. Незнакомцы матерились в трубку, возмущались, даже угрожали: какое тебе дело до нас и этих кошек? Уймись, ты не знаешь, с кем связался. 

Но парень не намерен залегать на дно. Он считает, что происходящее нельзя пускать на самотек. Иначе может повториться история, потрясшая общественность прошлым летом, когда люди, называвшие себя готами, зверски убили четырех ярославских подростков. 

– Там ведь тоже начиналось с кошек. Приносили их в жертву, потом на людей перешли – расчленили их на пустыре, – говорит Кривцов. 

И в его словах есть рациональное зерно. Фемиде, может, и все равно, как называют себя люди, убивающие животных, – сатанистами или готами. И какие принципы они исповедуют. Носят ли они черные одежды, металлические аксессуары в виде кельтских крестов или перевернутых пентаграмм, тусуются ли они на кладбищах и какую музыку слушают. Главное – чтобы они ответили за содеянное. 

А обществу важно, какие последствия влечет за собой «скопированный с интернета» образ жизни. Кошмар прошлогоднего ритуального убийства еще не забылся. И если не заняться вплотную тем, что творится в головах подростков, то можем ли мы гарантировать, что ужас не повторится? 

Екатерина АБРАМОВА 


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе