«Помогите разобраться в ситуации с продовольственным магазином «Норский». В магазине продукты часто бывают несвежими, а продавцы пьяными, хамят, антисанитария, запах испорченных продуктов… По непонятным причинам торговая инспекция Дзержинского района отмечает полное соответствие санитарным нормам, хотя, думается, сами сотрудники данной организации в качестве покупателей вряд ли будут посещать этот магазин». И десятка полтора подписей жителей Красного перевала.
Что у них в салате?
Убедиться, «чем пахнет» магазин «Норский» в действительности, я отправилась в субботу – и ехать мне пришлось долго. По случаю выходного дня, видимо, троллейбус №4 никак не показывался. Люди на остановке подтвердили: да, доехать сложно. Вечерами и в выходные выручают только маршрутки №96, но после 9 вечера они уже не ходят. Словом, с транспортом большие проблемы – и поэтому такое, казалось бы, близкое (пять минут ехать!) Брагино, в котором полным-полно магазинов и супермаркетов, для жителей поселка практически недоступно. Тратить на рядовой поход за продуктами два часа – чересчур большая роскошь, и люди поневоле отовариваются в «Норском». Собственно, во времена СССР гастроном здесь и построили с такой целью – у самого кольца троллейбуса №4, чтобы едущим с работы людям было удобно. После падения социализма прежний гастроном соответственно «пошел по рукам» (был продан в частное владение), заселился многочисленными арендаторами и полностью изменился.
На весь фасад надпись «Продукты, продукты, продукты» – то ли с советских времен сохранилось, то ли недавно повесили, чтоб ошибки не вышло.
Но ошибиться можно – все правое крыло гастронома заполонили магазинчики промтоваров, бытовой техники, электролампочек и пр. Просто торговый центр «Реал» в миниатюре: захочешь запнуться и упасть – некуда будет.
В левом крыле – и впрямь продукты. Сбоку от входной двери торгуют хлебом, напротив бакалея, в глубине торгового зала воют сверла и слышатся другие ремонтно-строительные звуки. Ну да, на половине зала пол расковырян, кладут плитку, пахнет цементом. На другой половине, без затей отгороженной веревочкой, отделы молочных и мясных продуктов. Вот интересно, по правилам СЭС можно одновременно делать ремонт и развешивать колбасу?
На всякий случай интересуюсь у двух женщин, нет ли каких претензий к магазину?
– Да мы люди неприхотливые, какие претензии? – бодро отвечает одна.
– Пованивает, конечно, но это здесь часто бывает, – объясняет вторая и переключается на витрину с развесными салатами:
– Девушка, какие у вас продукты в сырный салат входят?
Молодая продавщица, явно шокированная такой любознательностью, сообщает, что не в курсе. Но сыр в салате есть, вон, сами, что ли, не видите.
На дне лотка, пальца на два, действительно, некая сырная масса. Вид – ну лучше не буду ни с чем сравнивать, чтоб никого не обидеть. Да, покупатели тут и впрямь неприхотливые.
Но не все – в поселке есть люди, и их немало, которым хочется покупать продукты в более санитарных условиях. С ними и поговорим.
– Прежде был большой магазин. А потом началось – то поторгуют чем-то, то закроют. В подвале хозяин сауну сделал, девочек туда возили одно время. Потом, правда, закрыли – по жалобам жителей, – говорит Ирина Арсеньева. – В прошлом году, когда открыли опять продуктовый магазин, мы радовались. Поначалу хоть цены были приемлемые. Но продавцы очень грубые. Сейчас цены выросли, а продавцы безобразят по-прежнему. В кондитерском отделе продавщица так рявкнет – бабушки со слезами отходят! Сдачи нет постоянно, ни перчаток, ничего не используют – так грязными руками и развешивают!
– Молочный отдел принимает продукты – никто из другого отдела не подойдет, не подменит. Мы, говорят, от другого хозяина, – добавляет Нина Кукушкина, – но хозяева разные, а продукты у всех одинаково заветренные, несвежие. Покупала для ребенка 3 сосиски, просила: подберите получше! Дома глянула – одна сосиска раздавленная.
Что сказали в "Норском"
Гуляя по магазину, я увидела на всех витринах бумажки с номерами «жалобных» телефонов.
Звоню – и с первой попытки попадаю куда нужно. Нина Горцева представляется хозяйкой продовольственного магазина и сразу начинает возмущаться:
«Сколько можно трепать нервы! Пишут и пишут! Три дня назад у нас была очередная проверка Роспотребнадзора. Торгинспекция проверяла – и тоже никаких нарушений не обнаружила. Мы работать не можем, нас замучили проверками. Да вы знаете, что, когда встал вопрос о нашем закрытии, в администрацию Дзержинского района по 70 звонков в день поступало, людям нравится наш магазин!
Мы стараемся наладить обслуживание, ремонт сделали. На кондитерский отдел было много жалоб, мы с ними договор расторгли. Вообще арендаторов убираем, много нареканий на них, кроме хлеба и овощей всем теперь торгуем сами!».
По словам Нины Горцевой, все происходящее – типичный «наезд» на представителей частного бизнеса со стороны крупных сетевых компаний, попытка «выдавить» конкурента с выгодного места. Якобы дело доходило уже и до суда, но нынешние владельцы «Норского» выиграли дело.
А нормативы в порядке
Ну да в чем, кажется, здесь проблема? Не нравится обслуживание – идите в другой магазин.
Но беда в том, что кроме «Норского» пойти практически некуда. Тут же, у самой остановки, приткнулась пара торговых «будынок», заглянув в них, понимаешь – это не альтернатива. А больше жителям бывшего фабричного поселка податься некуда. В самом Норском продовольственный магазин есть, большой, благоустроенный и вполне «на уровне», но до него тоже не близко. В Норском – действующий керамический завод, там кипит жизнь, там и сегодня что-то делается для людей. Но фабрика «Красный перевал» умерла, и вместе с ней умирает поселок. Его попросту забыли – власти Дзержинского района, наверное, вообще не в курсе, что здесь тоже живут люди.
До Дзержинской администрации мы дозвонились, побеседовали с заместителем главы по делам торговли Антониной Киреевой:
«Если смотреть по нормативам, исходя из числа жителей и наличия торговых площадей, то проблемы продовольственного магазина в поселке не существует.
Что касается самого обслуживания, к сожалению, у администрации нет рычагов воздействия в этом плане. Здание в свое время было продано с аукциона, владелец сдает помещения в аренду предпринимателям. А согласно закону администрация района не занимается ни контролем, ни регистрацией этого процесса.
И проверять работу имеют право лишь контролирующие органы, что и делается – раз в три года. Внеплановые проверки возможны только по непосредственной письменной жалобе или устному обращению жителей. В этом случае мы всегда реагируем, немедленно выходим на место с проверкой совместно с сотрудниками Роспотребнадзора».
Антонина Киреева пообещала, что, поскольку жители пожаловались, пусть даже через газету, в ближайшие дни магазин «Норский» будет проверен. Но…
«К сожалению, мы не можем знать сразу, что пришел недобросовестный арендатор, – вздыхает Антонина Киреева. – Но… место в Норском недостаточно выгодное, прибыли, видимо, невелики, вот арендаторы и не стараются работать качественно».
На том и простились. Власть, таким образом, расписывается в собственном бессилии исправить ситуацию. Рынок, господа, рынок, что тут поделаешь.
Татьяна БРАГИНА
Юность-Ярославль