Сексуальный каннибализм

Авторы новой работы, опубликованной в январе в онлайновом выпуске журнала Animal Behaviour, ставят своей целью изучение сексуальных стереотипов, присущих ученым, которые пишут статьи о животных. Биологи в таких случаях волей-неволей прибегают к привычным языковым конструкциям, которые формируют предвзятое отношение к поведению их подопечных.

Особенно ярко этот эффект проявляется тогда, когда требуется описать случаи так называемого сексуального каннибализма у пауков и других членистоногих. Всё это передается в человеческих терминах: мужчины якобы склонны жертвовать собой ради потомства, ну а самки, соответственно, представлены вероломными агрессорами. Такие стереотипы, утверждают авторы документа, могут оставлять читателей и самих ученых в неведении относительно некоторых аспектов воспроизводства членистоногих.

Традиционные гендерные стереотипы при изучении поведения животных имеют давнюю предысторию. Так, раньше многие ученые без достаточных на то оснований полагали, что выбор партнера обусловлен исключительно мужской особью. Они считали также, что именно конкуренция между самцами стимулировала появление и эволюцию таких странноватых и непрактичных приобретений, как яркие перья у тех же павлинов. Самкам при этом отводилась довольно пассивная роль. Лишь в середине XX века исследователи начали подчеркивать определяющую роль самок в выборе сексуального партнера.

К сожалению, некоторые обывательские предрассудки продолжают оказывать влияние на научную литературу. В 2011 году был проведен статистический анализ слов, употребленных учеными для описания сексуальных конфликтов у животных, за более чем 28-летний период (1979–2007 годы). Сексуальные конфликты возникают тогда, когда мужские и женские особи имеют разные репродуктивные цели и стратегии. Например, самец может стремиться спариваться столько раз, сколько это вообще возможно (так как его затраты на выращивание потомства невелики), в то время как самке выгодны менее частые вязки, которые не лишают ее резервов питания. И вот выясняется, что когда ученые пишут о сексуальных конфликтах, то они зачастую описывают самцов как агрессоров (стремящихся «запугать» и «принудить» самок к соитию), оставляя тем самым самкам роль пассивной жертвы (которая, впрочем, «сопротивляется» и «уклоняется»). Этот подбор слов отражает человеческие сексуальные стереотипы и может препятствовать правильному пониманию поведения животных.

Наличие таких же предубеждений характерно и для описания «противоположных случаев» — сексуального каннибализма, при котором один сексуальный партнер (самка) поедает другого (самца) непосредственно во время или после совокупления. Эта практика весьма распространена у пауков и других членистоногих, в том числе у богомолов и сверчков. В подавляющем большинстве случаев самка в результате оказывается не только сексуально удовлетворенной, но и сытой. Такая подкормка «благоверным», как считают биологи, помогает ей в дальнейшем не заботиться о пропитании и спокойно охранять отложенные яйца.

Борисов Максим