Поиграли в индейцев

Почему индейцы майя, напророчившие конец света в 2012 году, не сумели предсказать заката собственной цивилизации?


Исследования культуры майя начались более ста лет назад, но с тех пор ученые так и не пришли к общему мнению относительно того, что привело к закату эту некогда цветущую цивилизацию. Очередную версию предложил профессор факультета биологии Центра полевых исследований университета Цинциннати (США) Дэвид Ленц. По его мнению, цивилизация майя погибла из-за безалаберного отношения к природе. Такой вывод был сделан по окончании исследований, проведенных в монументальных сооружениях Тикаля — одного из крупнейших древних городов индейцев майя.


Сами виноваты


Изучая образцы деревянных балок и косяков в шести основных храмах и двух дворцах, биолог обратил внимание, что в трех культовых сооружениях, построенных в эпоху расцвета культуры, до 741 года, индейцы применяли крупные прямые бревна сапотового дерева. Эта древесина известна своей прочностью и долговечностью. Большинство бревен с вырезанными на них иероглифами отлично сохранились до сих пор. Однако в храмах, построенных в более поздний период, ученый вместо сапотового дерева обнаружил кампешевое. Его стволы короткие, узловатые и плохо пригодны не только для нанесения надписей, но и для строительства вообще. Из чего Ленц делает вывод, что к моменту заката цивилизации индейцы просто-напросто вырубили все деревья и были вынуждены использовать некондиционную древесину даже для таких важных целей, как возведение культовых сооружений. Развивая свою гипотезу, Дэвид Ленц указывает на то, что массовая вырубка деревьев вполне могла привести к эрозии почв и упадку земледелия. Получается, что майя буквально подрубили сук, на котором сидели. Насколько обоснованна эта гипотеза?


Рассуждая об упадке майя, исследователи чаще всего рассматривают классический период существования этой цивилизации, который длился со II по IX век нашей эры. Именно в это время культура индейцев переживала наивысший расцвет. Судя по данным археологических исследований, ситуация складывалась таким образом, что примерно в течение ста лет крупнейшие центры, которые развивались как политические, культурные и экономические, в IX веке внезапно пришли в упадок, и со второй половины X века жизнь в них практически остановилась. Города были в большей степени покинуты жителями, в том числе и Тикаль, в котором в период расцвета проживало около 60 тысяч человек. Что же послужило причиной упадка?


Первоначально высказывались идеи о том, что майя были завоеваны каким-либо пришлым народом. Американский археолог Сильванус Морли считал, что около X века на земли майя пришли тольтеки, завоевали их и основали империю со столицей в Чичен-Ице. Однако эта точка зрения оказалась несостоятельной, и за последние 30 лет ее почти полностью опровергли. Те свидетельства, которые раньше воспринимались как следы завоевания тольтеков, в частности изображения батальных сцен в Храме воинов в Чичен-Ице, по последним данным, говорят исключительно о культурных контактах между Центральной Мексикой и областью майя.


Следом появилась версия об экологической катастрофе глобального характера. Но что это было — падение метеорита, землетрясение или, может быть, смертоносный ураган? Однако сейсмологи и климатологи не нашли следов ни того, ни другого, ни третьего. «Зато есть достоверно подтвержденный факт, что начиная с VIII—IX веков в Северном полушарии наблюдалось явление, получившее название средневековой климатической аномалии. Длившееся примерно до XIV века кратковременное потепление климата особенно было заметно в Северной Америке. Но на тропические джунгли Центральной Америки потепление не оказало существенного влияния», — рассказывает доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, член Европейской ассоциации майянистов кандидат исторических наук Александр Сафронов.


И тогда учеными стали осторожно высказываться идеи о том, что майя каким-то образом могли погубить себя сами. Проверить эту версию позволило расширение области исследований. Если прежде велись раскопки в основном грандиозных архитектурных комплексов (церемониальных и общественных построек) в центрах крупнейших городов майя, то с 80-х годов XX века начались региональные проекты в районах, где майя занимались земледелием. И здесь обнаружились весьма интересные факты. Так, при раскопках в долине Копана Дэвид Уэбстер отыскал следы эрозии почв, относящиеся примерно к IX веку. В связи с этим возникла идея, что расцвет культуры майя в классический период был отмечен значительным перенаселением территории. Чтобы прокормить огромную массу людей, использовались значительные площади сельхозугодий. В то же время территория была ограниченна, и поэтому к VIII веку, видимо, оказались заняты все земли, которые можно было использовать под сельское хозяйство, в том числе ранее непригодные. Индейцы стали активно осушать болотистые местности, а также вовсю вырубали леса.


Именно земледелие было основой жизнедеятельности индейцев. Древние майя практиковали так называемое мильповое земледелие. Принцип его в следующем: земля делится на участки. Перед сезоном дождей на одном из них вырубается лес, который высыхает в течение 1—2 месяцев. Потом древесину поджигают и удобренную золой почву используют 3—4 года. После этого участок забрасывают и переходят на другой, а освободившаяся земля стоит под паром около 10 лет. За это время в тропических условиях участок успевает зарасти мелкими деревьями и кустарником, которые снова срубают, сжигают, а участок засаживают. Но когда сельскохозяйственные угодья заняли большое количество площадей, земля просто не успевала восстанавливаться, ее ресурс истощался, это вело к эрозии почв.


Получается, что доказательства, найденные Дэвидом Ленцом, вполне могут сделать экологическую версию гибели майя превалирующей. Причем гибели от собственных рук в прямом смысле.


Непредвиденный дар


Однако некоторые исследователи отмечают, что неверно выделять одну из гипотез в качестве основной, а следует рассматривать их в комплексе. Например, вместе с экологической должно рассматривать и версию политического кризиса. Согласно мировоззрению майя царская власть стояла в центре некой структуры мироздания, и правитель своей фигурой олицетворял стабильность миропорядка. Он отправлял культы, приносил в честь богов жертвы. По поверьям майя, это позволяло поддерживать мироздание, которое заключалось в спокойствии жителей государства, их сытой жизни. «Как только падала урожайность, у людей возникал вопрос, действительно ли царская власть достойна их», — предполагает Сафронов. Поэтому возможно, что политический кризис был вызван экологическими причинами (истощение почв, падение урожайности), за которыми последовало недовольство властью, а затем и падение ее институтов. В частности, в городе Канкуэне археологами обнаружены останки семьи, которая была убита и сброшена в колодец. Некоторые найденные там артефакты дают основания предположить, что умерщвленные имели отношение к царствующему дому.


Интересно, что, согласно исследованиям американского археолога Ричарда Хансена, экологические кризисы были для майя не новинкой. Руководя раскопками в Эль-Мирадоре, крупнейшей метрополии майя доклассического периода, он пришел к выводу, что во II веке упадок наиболее древних центров майя также произошел из-за нерационального использования ресурсов. Согласно его гипотезе майя вырубили все леса в округе, чтобы обжигать известняк для штукатурки, которой покрывали гигантский монументальный комплекс. В результате окрестные почвы также истощились.


Но тогда возникает резонный вопрос: если майя не смогли предугадать заката собственной цивилизации, то насколько можно доверять пророчествам их жрецов относительно конца света в 2012 году? С другой стороны, нынешнее человечество в обращении с природой ведет себя ненамного рачительнее, чем древние индейцы полторы тысячи лет назад. И своей гибелью они, пожалуй, предупредили нас о грядущей катастрофе.

 

Владимир Крючков


Мнения


Бенджамин Кук, доктор наук, климатолог, сотрудник Института космических исследований им. Роберта Годдарда, НАСА:


— К 950 году на землях, занимаемых майя, осталось очень мало девственных лесов. Вырубая их, индейцы локально изменили климат в зоне своего проживания. Как вырубка деревьев могла повлиять на климат? Густые тропические леса накапливают солнечную энергию. Когда лес замещается сельскохозяйственными культурами, земная поверхность отражает больше солнечного света. Из-за недостатка тепла и восходящих воздушных потоков дожди идут реже. Молодые леса и пахотные угодья не способны много испарять, что усугубляет засуху, в то же время солнце еще сильнее нагревает землю. Подобная схема действовала в Центральной Америке вплоть до эры колонизации, когда сельскохозяйственная деятельность была сведена к минимуму, а тропические леса успели восстановиться.


Валерий Гуляев, заведующий отделом теории и методики Института археологии РАН, доктор исторических наук:


— Первоначальным толчком, приведшим в действие силы, разрушительные для классической культуры майя, было вторжение воинственных племен с Запада. Наряду с нашествием чужеземцев, начиная с V—VI веков нашей эры по нарастающей шли войны между двумя-тремя крупнейшими царствами. Воюя между собой, они истощили силы и ресурсы, и к концу IX века стало ясно, что их не хватает на то, чтобы содержать колоссальную земледельческую систему, роскошно жить и биться с противником. Что касается деревьев, то эта версия надуманная. Конечно, когда индейцы пришли на эти земли еще во II тысячелетии до нашей эры, там кругом были девственные леса. Когда через каждые 15—20 километров строились большие города, леса уничтожались. Но чтобы правители Тикаля, одного из крупнейших царств, которое господствовало над огромными территориями и подчинило себе массу других городов-государств, не могли добыть для своих нужд деревья — это анекдот. И потому к гипотезе Ленца нужно относиться скептически.


«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе