Перов открыл Плутона кольца

Ярославский астроном Николай Перов первым в мире нашёл кольца у планеты Плутон, открыл спутники у Сатурна и Урана и стал врагом инопланетян номер один. Интересно, что в юности ни о чём подобном он даже не думал, хотя в 70-е годы прошлого века космосом болели чуть ли не все советские школьники. Наши запустили луноход, американцы высадились на Луне. Песня «На пыльных дорожках далёких планет» по радио звучала по нескольку раз в день. Но пока преподаватель пединститута не предложил Николаю Перову на четвёртом курсе решить задачу по небесной механике, он всего этого просто не замечал.

С тех пор Перов всё решает и решает задачи. В институте, в аспирантуре, во время работы над докторской. И остановиться не может. Самая извест­ная его задача – «уравнение» Плутона. Плутон – крайняя, девятая, планета наших звёздных окрестностей, куда даже космический транспорт доходит крайне редко. И, соответ­ственно, почти неизученная планета.


Всего у четырёх планет нашей Солнечной системы открыты кольца, и все они были увидены при помощи космических кораблей или спутников. И только у Плутона кольца открыты при помощи бумаги, чернил и головы учёного. Ярославского учёного.


Перов пытался понять, что за странный блеск периодически появляется в районе Плутона и его спутника Харона. Открыты они совсем недавно: Плутон обнаружен астрономами лишь в 30-х годах прошлого века, его спутник – в 1978 году. Может быть, поэтому учёные-астрономы ещё мысленно не изрыли вдоль и поперёк эту небольшую и очень далёкую планету.


Перов начал со своими студентами и аспирантами исследовать пограничную планету системы и выяснил для начала, где проходит общая атмосфера двух небесных тел. Затем вычислил, сколько лет проживёт спутник Плутона Харон. (Харонцам стоит побеспокоиться – до окончания срока эксплуатации планеты осталось всего ничего – полмиллиарда земных лет.) И наконец вычислил наличие колец через сжатие планеты. Выяснилось, что Плутон имеет три кольца, которые находятся на расстоянии 2200 километров от центра планеты. Первое – шириной один километр, второе – 18, третье – 13 км. Они состоят из газа и пыли, но с Земли, конечно, не видны.



Николай Перов послал свои тезисы в Шотландию и готовится выступить на международной астрономической конференции «Беспокойная Вселенная», чтобы доказать китам мировой астрономии, что в области Плутона мы впереди планеты всей.


Когда я попытался узнать у ярославского властелина колец, насколько это круто – стать первооткрывателем колец у планеты Солнечной системы, Перов ответил цитатой из Марка Твена: «Сделать что-то раньше всех – вот блажен­ство». И только после более настойчивого вопроса заметил, что на Земле десять тысяч астрономов, а кольца открыты только у пяти планет. И у одной из них – человеком из Ярославля. Заметим от себя, что речь идёт не об учёном из какого-нибудь научно-исследовательского института с мощной финансовой поддержкой и необходимым оборудованием.


Сейчас Николай Иванович Перов – доцент кафедры информационных технологий и теории и методики обучения физике. Он ведёт учебные курсы на физико-математическом, естественно-географическом факультетах, а также в институте педагогики и психологии ЯГПУ. В сфере его интересов –астрономия, астрометрия, небесная механика, астрофизика.


Обычный преподаватель педагогического вуза сумел благодаря своей влюблённости в космос не только понаот­крывать кольца на далёких планетах. С 1992 года он организовывает секции астрономии на студенческих, преподавательских научных конференциях и конференциях молодых учёных. И вслед за ним стали делать открытия его ученики.


Студентки и аспирантки Людмила Смирнова, Анна Находнева, Екатерина Тихомирова становились лауреатами всероссийских чтений-конкурсов памяти астрофизика С. А. Каплана, проводимых ежегодно в Нижнем Новгороде. Девушки являлись стипендиатами Президента и Правитель­ства РФ. А Екатерина Тихомирова в 2006 году стала лауреатом конкурса губернатора Ярославской области на лучшую научно-исследовательскую работу в области физики и астрономии. В научном мире это уже называется школой. А ведь найти учеников на непрофильном вузе и неастрономическом факультете сложно втройне.


Но Николаю Ивановичу этого мало, он сеет разумное, космическое, вечное уже и в школе: больше десяти лет руководит научной работой учеников ярославской гимназии № 1. Из стен гимназии вышли победители и призёры всероссийских и областных конференций школьников. Ежегодно несколько учеников участвуют в научной конференции школьников «Космический патруль», всероссийском конкурсе «Космос», всероссийской конференции школьников «Открытие».


К сожалению, около Плутона не будут летать кольца Перова – давать имена можно только кометам, изредка астероидам, а вся Солнечная система находится под «патронатом» Организации Объединённых Наций, и так просто дать своё имя кольцам планеты не получится.


Нет сомнений, что имя Перова известно и в обитаемой части иных миров. Ведь он написал учебник по… поиску инопланетян – «Проблема поиска внеземных цивилизаций в метагалактике». Изданная тиражом в 500 экземпляров, книга разлетелась по 50 вузам страны и ближнего зарубежья. Каждая обсерватория стремилась раздобыть по экземпляру. Школьные преподаватели получили прекрасное пособие. И самое главное, что в книгу был включён задачник – порядка двухсот задач. Половина из них рассчитана на школьников, а остальные – на студентов вузов и аспирантов.


Заслуги Перова признаны за рубежом. Его часто включают в списки самых известных людей в астрономии, но более ценно, на наш взгляд, что студенты педуниверситета влюбляются благодаря астроному в космос.


Николай Перов постоянно ходит в строгом чёрном костюме, белой рубашке. После учёных в свитерах и потёртых джинсах такая строгость поражает. Даже летом, в жару, он не изменяет своему чёрному костюму. Есть что-то в нём неземное, необычное. А когда я увидел фильм «Люди в чёрном», где чёрный костюм является фирменным знаком исследователей космоса, то понял, что Перов не случайно нашёл свой стиль в одежде. Да и не только в одежде, но и в профессии, и в жизни.



Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе