Наставили рог

Мифические единороги, оказывается, спокойно разгуливали по донским степям.

При слове «единорог» как-то сразу вспоминаются рыцарские романы, на худой конец, скандинавские легенды, но никак не русские сказки. Однако это фантастическое существо роднее и ближе нам, чем кажется. В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике выставили единственный в мире воссозданный скелет кавказского эласмотерия — самого крупного доисторического носорога, обитавшего в степях Евразии. 

Скелет составили из костей нескольких животных, собранных в течение последних лет при раскопках на Таманском полуострове. По оценке ученых, возраст останков — 1,3—1,5 миллиона лет. Животное уже прозвали Донским единорогом — по мнению многих специалистов, именно эласмотерий мог стать прообразом мифического существа.

Рождение мифа

Самые ранние изображения животных с одним рогом встречаются в Индии. Ученые полагают, что возраст этих творений составляет 4 тысячи лет. Существо представляли массивным, неуклюжим, с телом быка, слоноподобными ногами и хвостом кабана. Первое упоминание о единорогах, как считается, принадлежит древнегреческому историку Ктесию, жившему в V веке до н. э. Он их описал как крупных ослов с рогом. Позднее Аристотель в своей «Истории животных» мимоходом упомянул однорогих «индийских ослов». Со временем восприятие единорога трансформировалось — с веками он мельчал, стройнел и постепенно превратился в образ красивой белой лошади с витым рогом на лбу. Важно понимать, что единорог, каким мы сейчас привыкли его себе представлять, — это некий собирательный образ. И мало кто знает, что спиральный рог, изображаемый на голове лошади, — это не что иное, как клык нарвала — млекопитающего семейства дельфиновых.

От уже упомянутого Ктесия пошла вера в чудодейственную силу рога этого странного существа. Ктесий одно время служил лекарем при персидском дворе и использовал в своей практике некий рог, который, как он был убежден, оказывает великолепное целебное действие. Лекарь верил: тому, кто выпьет воды или вина из этого рога, не будет страшна никакая болезнь. Странно, но эта вера прошла сквозь столетия и особенно укрепилась в Средневековье. Ловкие умельцы хорошо зарабатывали на этой вере и всеобщем желании омолодиться и оздоровиться. Они сбывали за огромные деньги под видом рога единорога клыки нарвала, которые привозили из полярных краев норвежцы и датчане. Интересно, что материальное свидетельство о существовании единорога было представлено только бивнем нарвала. Упоминаний о том, что там-то такого-то числа на охоте был добыт экземпляр единорога, в исторических летописях не встречается. Может, оттого, что зверь этот всегда считался одновременно полуреальным и полумифическим. Добыть его рог было можно, а убить — ни в коем случае.

Национальный герой

Удивительно, но вместе со скандинавами в то время едва ли не основным поставщиком «чудо-рогов» на европейский рынок считалась земля русская. Иностранцы дивились, какие огромные рога единорогов, по всей видимости нарвалов, имелись у славян. Лютеранский проповедник Мартин Бер, живший в Москве в Смутное время, в своей «Летописи Московской» упоминал про затмевающий все драгоценности мира удивительной красоты царский скипетр из цельной кости единорога, усыпанный яхонтами. Этот витой скипетр в Смутное время попал к полякам в качестве трофея. Дальнейшая судьба его неизвестна. Однако образ единорога действительно был для наших предков очень важен, не случайно его можно найти даже в геральдике государства Российского. Откуда это пошло? Может, с упоминания в славянской мифологии единорога под названием «индрик-зверь»? Это существо встречается в русском фольклоре. В истории нашего государства это мифическое животное оставило заметный след. Началось все с Ивана III Васильевича. При нем львы на корабельнике — большой золотой монете — заменили единорогами. На одной из ее сторон изображался крестообразный орнамент с четырьмя мифическими животными. Этот образ расценивался как своеобразный символ и тотем-покровитель объединенной Руси. По мнению некоторых ученых, единорог на корабельнике имел астрологическую природу. Долгое время Козерог отождествлялся с обликом лошади с рогом.

Во времена Ивана Грозного важность единорога как символа еще более возросла. На большой печати 1562 года единорог помещался на нагрудном щите орла. Также животное изображалось на одной из сторон царской малой печати 1571 года, которая использовалась для скрепления писем личного характера. Единорог был своеобразным личным гербом Ивана Грозного, что возвышало его до символа первостепенной важности и почти приравнивало к двуглавому орлу. Подумывали даже о том, чтобы эту лошадку сделать государственным гербом Руси. Однако идея не нашла поддержки со стороны Церкви. Священнослужители воспротивились ереси, к которой можно было отнести магию и астрологию. Так что, несмотря на явную слабость, которую питал Иван Грозный к магической символике, ему пришлось уступить. При сыне Ивана IV Федоре Ивановиче эмблема с орлом, на щите которого помещался единорог, дублировалась на монетах. В таком виде они просуществовали до XVII века. Но со временем геральдический образ орла окончательно вытеснил единорога. Он стал чужд как нашей символике, так и сознанию русского человека. Но откуда же такая любовь предков к этому существу?

Ничего не возникает на ровном месте. Многие специалисты уверены: прообраз единорога — тот самый эласмотерий, крупный доисторический носорог, живший на территории современной России.

Что за зверь?

Отличительной чертой этого животного как раз и являлся рог на голове. Название рода Elasmotherium происходит от латинских слов: elasmos — «пластина» и therion — «зверь». Имя животным дала особая пластинчатая складчатость их зубной эмали. Род эласмотерия появился около трех миллионов лет назад и, как считается, дожил до середины верхнего палеолита. Животное достигало в длину четырех метров, в высоту — почти 2,5, а весило 5 тонн. Выделяют два вида этих зверей: ранний — кавказский, и поздний — сибирский. Сибирский, как считается, вымер 350—150 тысяч лет назад. Сначала — в 1809 году — был описан именно он. Останки его нашли в Сибири, отсюда и пошло название. Позже, в начале XX века, на юге страны отыскали более крупные кости и описали животных, которым они принадлежали, как новый кавказский вид. «Основное различие кавказского и сибирского эласмотерия в размерах, — отмечает заведующая отделом природы и палеонтологии азовского музея Галина Тимонина. — Кавказский немного крупнее. Со временем, следуя тенденции любого биологического вида, эласмотерий мельчал».

Именно территорию современной России можно считать родиной эласмотериев. «В Европе эти животные очень редко встречаются, — рассказывает Галина Тимонина. — Кавказские эласмотерии вообще там не обитали, а сибирских — исключительно мало».

Каким был сам рог эласмотерия — загадка. Рога этих животных, как и носорогов, не сохраняются в ископаемом состоянии. По той простой причине, что рог — это не кость, а образование, состоящее из кератина. Достаточно всего нескольких десятков, максимум сотен лет, чтобы от них не осталось и следа. Так что о габаритах рога Донского единорога можно судить только по месту его присоединения к черепу. У животного, представленного в азовском музее, диаметр у основания рога весьма внушительный и достигает 23—25 сантиметров. Какой он был в длину — неизвестно.

Неужели эласмотерий и есть тот самый мифический единорог? «Есть альтернативное мнение, что прообразом единорога мог быть азиатский носорог, имеющий один рог в отличие от двурогих африканских носорогов, — поясняет Галина Тимонина. — Но у азиатского носорога он очень маленький и как рог не воспринимается. Древние его хорошо знали, он был широко распространен в Индии. А эласмотерий, помимо того что имел один внушительный рог, еще и являлся довольно редким животным в древности и мог восприниматься людьми как необычное существо».

Можно ли с уверенностью утверждать, что человек встречался с эласмотерием? Скорее всего, это так. «Предполагается, что люди видели этих существ. В одном пласту породы с костями эласмотериев найдены человеческие останки, — рассказывает Галина Тимонина. — В то время наши предки уже обрабатывали камень и делали орудия труда».

Косвенным подтверждением встреч человека с этими животными принято считать наскальный рисунок в Каповой пещере на Южном Урале, где среди прочих было обнаружено необычное изображение. Несмотря на размытость, в нем просматривается существо, весьма напоминающее эласмотерия. Вполне возможно, что рассказы об этих животных современников, еще не владевших грамотой, передаваясь из уст в уста от поколения к поколению, постепенно перекочевали не только в мифологию разных народов, но и в веру людей в то, что это существо обитает на планете. Ведь и сегодня многие верят в то, что на Земле в затерянных уголках еще могут водиться динозавры. А если бы, скажем, существовало некое поверье в то, что яйца динозавров обладают чудодейственной целебной силой, наверняка и сегодня нашлось бы немало желающих прикупить их за большие деньги. Точно так же, как в свое время богатые люди гонялись за мифическим рогом.

Анастасия Пащенко

Мнения

Владимир Жегалло, кандидат биологических наук:

— Есть как минимум два подтверждения тому, что человек встречался с эласмотерием. Во-первых, это каменное могильное сооружение древних осетин во дворе ставропольского государственного краеведческого музея. Там среди всяких животных изображен непонятный зверь — большой, массивный, который специфическим строением морды напоминает только эласмотерия. А ведь именно на Северном Кавказе сделаны самые многочисленные находки останков как кавказского, так и сибирского эласмотерия. Так что воспоминания о нем вполне могли быть прототипом как этого изображения, так и различных легенд, сложенных впоследствии. Во-вторых, это представленный в музее имени Вернадского череп, у которого есть повреждение в основании места, где когда-то у животного находился рог. Это повреждение точечное и больше всего похоже на ранение, нанесенное копьем, причем при жизни животного. Отсюда следует, что человек, владеющий оружием, с эласмотерием встречался, и значит, мог что-нибудь запомнить о нем и передать потомкам.

Александр Белов, палеоантрополог:

— Если считать единорога олицетворением счастья, то можно предположить, что он в сознании народов — некая аллегория прежней эпохи процветания, благополучия кочевых племен, когда еще жили эласмотерии, шерстистые носороги, мамонты. По сути прообразом единорога мог быть любой из этих доисторических зверей. Мифический единорог — ностальгия по своего рода золотому веку, по утраченному.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе