Место из Библии

Израильские археологи нашли важное материальное доказательство того, что библейский царь Давид реально существовал.

Это открытие не на шутку взбудоражило археологическое сообщество. Группа экспертов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с профессором Иосифом Гарфинкелем в ходе раскопок обнаружила храм времен легендарного царя Давида — того самого, который, по библейским преданиям, победил гиганта Голиафа и объединил разрозненные «колена израилевы». Возможно, эта находка наконец разрешит спор двух противоборствующих лагерей. Одни уверены, что Ветхий Завет можно расценивать как своеобразную историческую летопись, другие полагают, что Священное Писание полно аллегорий и преувеличений, а достоверности в нем столько же, сколько и в кельтских мифах о короле Артуре. Отсюда и диаметрально противоположные взгляды на историческую достоверность деяний легендарного царя... Так существовал ли Давид в принципе?..

Это все о нем

Сам по себе подвиг юного Давида, с помощью одной лишь пращи одолевшего великана Голиафа, не столь интересен историкам. Их интересуют его лидерские качества. К концу I тысячелетия до нашей эры Израиль вряд ли мог претендовать на звание господствующей цивилизации в регионе. Разногласия между представителями родов, стычки с филистимлянами, никакой славы и процветания. Считается, что Давид силой своей харизмы сумел переломить ход истории. Он ушел в оппозицию царю Савлу и даже отправился на службу к филистимлянам, лишь бы только одолеть его. Когда удалось положить конец междоусобным распрям и объединить Иудею с Израилем в одно унитарное государство, он с той же легкостью уничтожил врага. Более того, Давид сумел расширить границы своих владений. Он удачно провел войну против арамеев, чьи полукочевые царства располагались на территории Сирии, и получил доступ к берегам Евфрата и богатейшим месторождениям меди. Правитель сделал все возможное, чтобы его наследнику Соломону достались богатые земли, на которых можно развивать империю, пусть и уступающую по мощи Египту, но претендующую на мировую славу... Все эти факты биографии Давида мы узнаем из Библии. Его эпохе посвящены Первая, Вторая и Третья книги Царств.

Фраза «в начале было Слово» как нельзя лучше подходит к жизнеописанию легендарного царя Израиля. Долгое время библейские тексты, которые основывались на свидетельствах очевидцев, архивных документах и эпических повествованиях, оставались едва ли не единственным источником для исторических изысканий — остальную информацию собирали по крупицам. Вещественные подтверждения того, что царь Давид был реальной исторической личностью, стали появляться только в последние десятилетия. «Первой находкой из этой серии была знаменитая стела из Тель-Дана, впервые упоминающая имя царя Давида, точнее, династии царя Давида в период ее существования, — объясняет израильский историк Игорь Торик, — эта находка является существенным подтверждением историчности царя. Другой важнейшей находкой является открытие историком Эйлат Мазар монументальной конструкции, пристроенной к северной стене Йевуса и с большой долей вероятности являющейся описанным в Библии дворцом Давида».

Давид был слишком занят объединением и расширением государства, чтобы возводить помпезные дворцы и оставлять о себе архитектурную память. И несмотря на то что в библейских текстах говорится о сложной иерархии, наличии элит и развитости общества, вещественных доказательств его реального существования имеется немного. Отсюда и провокативная гипотеза, которую поддерживает целый ряд ученых, — царя Давида вовсе не существовало.

Так, исследователи, известные как «библейские минималисты», уверены, что Давид — всего лишь собирательный образ. Он как король Артур для кельтских племен, а его фигура была выведена позднейшими библейскими авторами с конкретной целью — воссоздать героическое прошлое для государства, сформулировать национальную идею, которая может объединить любой народ. Уровень дискуссии лежит в широком диапазоне — от осторожных предположений до откровенных спекуляций. «В подлинности стелы Дана и высеченных на ней упоминаний сегодня не сомневается ни один честный археолог, — говорит Игорь Торик, — однако есть деятели от истории, которые заявляют, что надпись на стеле из Дана звучит не как «дом Давидов», а как «дом дяди», что является натяжкой и передергиванием. А все потому, что люди стремятся доказать: Библия — это выдумка». И неудивительно, что открытие Гарфинкеля наделало столько шума.

Здесь был Давид

Раскопками в местечке Хирбет Кейафа археологи из Еврейского университета Иерусалима занимаются последние несколько лет. Древний город найден ими на одном из холмов долины Эла в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима. Руины фортификационных укреплений указывают на то, что возводился он с конкретной целью — стать защитным редутом на время военных действий. Радиоуглеродный анализ обгоревших оливковых косточек, найденных в этом месте, отмерил Хирбет Кейафе недолгий век — город просуществовал примерно сорок лет, с 1020 по 980 год до нашей эры, и был уничтожен. По библейской хронологии период правления Давида приходится на период с 1010 по 970 год до нашей эры. Потому исследователи уверенно отнесли крепость именно к периоду Объединенного царства. «Хирбет Кейафа имеет прямое отношение к этой эпохе, — рассуждает Игорь Торик. — Вероятность того, что крепость существовала именно во времена Давида, а не его сына Соломона, достаточно высока. По логике содержать укрепленный город на границе с владениями филистимлян имело смысл, пока они представляли угрозу. При Соломоне же этот район никакой военной угрозы уже не представлял». Значит, иудейскую крепость под себя возводил правитель, который вел постоянные войны. А именно таким предстает Давид в Священном Писании.

На то, что город являлся иудейским, указывали косвенные улики. «На территории этого города мы находили тысячи костей животных, включая кости овец, коз и крупного рогатого скота, но только не свиней, — говорит Иосиф Гарфинкель, — это означает, что население Хирбет Кейафы соблюдало как минимум один библейский запрет — на употребление свинины». За годы раскопок также были найдены осколки керамики с надписями на иврите. И находка храма, похоже, сомнений не оставляет: Гарфинкель и его коллеги обнаружили большой культовый комплекс. Найдены каменный артефакт, похожий на стол, пять стоячих камней, два базальтовых алтаря, две жертвенные чаши и два реликвария. «Мы обнаружили три культовые комнаты, но ни в одной из них нет изображений человека или животных — это практически свидетельство еще одного библейского запрета — на идолов», — говорит профессор Гарфинкель.

Но при чем тут легендарный царь? Дело в том, что найденный храм является не отдельным строением, а частью более крупного здания. Практически местом для хранения ритуальных принадлежностей и святынь служила часть жилого дома. А эту особенность иудейской традиции отмечает Вторая книга Царств, где рассказывается о переносе Давидом ковчега Завета в Иерусалим. В Писании говорится, что ковчег Божий долгое время хранился в домах, хотя речь идет о некоем ритуальном помещении для хранения священных реликвий. По словам Иосифа Гарфинкеля, о том, что это и есть дом Давидов, говорят некоторые архитектурные элементы: например, триглифы (вертикально стоящие каменные плиты с продольными желобами) и встраиваемые двери также описаны в библейских источниках, повествующих о временах Давида. Кому-то эти доказательства покажутся пустячными, но Гарфинкель не сомневается, что копают они в нужном направлении.

Возможно, это не последняя находка. С каждой новой экспедицией — сотрудники университета работают на раскопе по шесть недель каждое лето — может появляться все больше доказательств того, что Давид реально существовал. И это важно не только для последователей иудаизма, но и для христиан. Ведь в Новом Завете в Евангелии от Матфея именно из колена Давидова выводится род Иисуса Христа. Но это уже совсем другая история…

Максим Морозов

Мнения

Арен Мейер, профессор археологии университета имени Бар-Илана:

— Я был бы осторожным с выводами. Единственное, что можно с уверенностью сказать о Хирбет Кейафе, — объект относится к так называемой эпохе царя Давида. Остальное опционально. Я бы не стал даже утверждать, что этот город населяли израильтяне, не говоря уже о присутствии там самого царя Давида. Все свидетельства являются косвенными. Но я бы хотел верить, что такой харизматичный лидер, который за короткий период создал государство с огромной сферой влияния, все же существовал.

Тигран Мкртычев, заместитель директора Государственного музея Востока по научной работе, доктор искусствоведения:

— Склонен полагать, что такой правитель действительно существовал, и в том, что Библия имела под собой серьезную историческую основу в виде архивных документов и свидетельств очевидцев, не сомневаюсь. В этом смысле археология Израиля представляет собой Клондайк, на котором еще много чего будет найдено, а вещи, которые просвещенный XX век считал выдумками, найдут свое подтверждение. В том числе история Давида или падение стен Иерихона.

Леонид Дрейер, преподаватель Центра библеистики и иудаики РГГУ:

— Пока единственным источником сведений о царстве Давида можно считать Библию. Но библейские тексты, повествующие о нем, были составлены несколькими столетиями позднее самих событий и подавали их тенденциозно. Надо иметь в виду, что описание царства Давида как мощной региональной державы пока не подтверждается археологически. Среди специалистов нет единодушия и в отношении находок в Хирбет Кейафе. Некоторые считают, что находки еще не позволяют говорить уверенно о том, что это город иудейский.

«Итоги»

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе