Космогония Отто Шмидта

125 лет назад родился Отто Шмидт.
125 лет назад родился легендарный исследователь Севера Отто Юльевич Шмидт, предложивший теорию образования планет. О его детстве, научной деятельности и путешествиях вспоминает «Газета.Ru».
Отто Юльевич Шмидт (фотография 1953 года)
Иван Шагин/РИА «Новости»

«Молодая академия»

Будущий путешественник родился в 1891 году в белорусском городе Могилеве в семье бедного торговца. С самых ранних лет Отто был настолько смышленым и любознательным, что его родственники сразу решили: мальчик станет не ремесленником, а пойдет в науку. Семья Шмидта стала отчаянно экономить средства, чтобы помочь подрастающему Отто получить образование.

Капитан ледокола «Ермак» Владимир Воронин и начальник экспедиции Отто Шмидт. Ленинград, 1938 год
Сергей Лоскутов/ТАСС

Все сложилось удачно: сначала Шмидт с отличием окончил киевскую гимназию, затем физико-математическое отделение Киевского университета. Именно в вузе Отто заинтересовался теорией групп и даже написал по ней три научные работы. За одну из работ студент получил золотую медаль. Кроме алгебры юноша интересовался древними и иностранными языками, любил художественную литературу и историю.

В 1913 году, незадолго до начала Первой мировой войны, Шмидт получил диплом, однако остался при университете «для подготовки к профессорскому званию».

Трудолюбивый и талантливый молодой человек за несколько лет написал монографию «Абстрактная теория групп», которую высоко оценили ведущие российские математики того времени.

Коллеги ученого отмечали его непревзойденную увлеченность и активность — например, Отто часто выступал с речами, предлагая реформировать высшую школу, а также объединил вокруг себя других юных математиков и физиков, создав организацию «Молодая академия». При этом Шмидт никогда не отличался хорошим здоровьем — в детстве он перенес туберкулез легких и постоянно страдал от сильных обострений болезни.

«Боевое оружие алгебры революции»

Когда Николая II свергли с престола, а к власти пришли большевики, Шмидт радовался произошедшим переменам и говорил, что собирается овладеть «боевым оружием алгебры революции». К тому моменту он уже был прославленным лектором, о чьей дикции ходили легенды, и издателем словарей и исследовательских монографий. Интересно, что именно по инициативе Отто была основана «Большая советская энциклопедия», и он был ее редактором и автором многих статей издания до самого начала Великой Отечественной войны. Редакторской деятельностью Шмидт занимался, даже находясь в многочисленных экспедициях, в которые ходил с 1920-х годов.

Участники первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс «СП-1». Начальник экспедиции Иван Папанин, член-корреспондент АН СССР Отто Шмидт и летчик Михаил Водопьянов, 1937 год
Владислав Микоша/РИА «Новости»

В 1928 году 37-летний ученый принял участие в первой советско-германской памирской экспедиции, которую организовала Академия наук СССР. Вместе с коллегами Шмидт изучил географию Западного Памира — горной системы на юге Центральной Азии. Именно тогда советские исследователи дали названия вершинам заалтайского хребта — так на свет появились пик Дзержинского и мыс Свердлова.

Самая высокая точка, конечно же, получила имя главного революционера — Владимира Ленина.

Точная высота пика составляет 7134,3 м над уровнем моря.

На следующий год после исследования Памира Отто Шмидт был назначен начальником арктической экспедиции на ледокольном пароходе «Георгий Седов». «Седов» достиг Земли Франца-Иосифа — архипелага в Северном Ледовитом океане. Там Шмидт основал полярную обсерваторию и стал руководить исследованием Земли Франца-Иосифа и прилежащих островов. Год спустя экспедиция на «Седове» повторилась — и тогда команда ученого открыла острова Длинный, Воронина, Визе. А на пути в Архангельск команда обнаружила еще один остров почти овальной формы, который единогласным решением назвали в честь лидера экспедиции. Шмидта на борту любили — в первую очередь за то, что умел поддерживать дисциплину и бодрость духа даже в самых тяжелых погодных условиях. Кроме того, по воспоминаниям членов команды, великий путешественник вдохновлял всех вокруг своей огромной тягой к знаниям, интересом ко всему новому и неизведанному.

Выжить на льдине

В 1933 году Отто Шмидт стал руководителем экспедиции на знаменитом советском пароходе «Челюскин». Судно назвали в честь легендарного исследователя и путешественника, открывшего самое северное место континентальной Евразии. Сегодня на уроках географии нам рассказывают об этом месте как о мысе Челюскина.

Летом пароход отправился из Мурманска во Владивосток, однако в Беринговом море судно оказалось зажато льдами. Экспедиция, состоящая из 104 человек, была вынуждена покинуть «Челюскин» и обосноваться на дрейфующей льдине.

Отто Шмидт (слева) на Памире. 1920 год
РИА «Новости»

Когда в Москве узнали о случившемся, сразу была образована комиссия, отвечавшая за спасение «челюскинцев». Ее возглавил Валериан Куйбышев — революционер и один из ближайших сподвижников и советников по вопросам экономики Иосифа Сталина. Куйбышев и его коллеги приняли решение спасать «челюскинцев» с помощью авиации, и вскоре к льдине направился первый самолет — АНТ-4, управляемый летчиком Анатолием Ляпидевским. Ляпидевский, получивший впоследствии звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, спас со льдины 10 женщин и двух детей. Спустя чуть больше месяца все «челюскинцы» были доставлены домой.

Золотая Звезда за «Северный полюс»

Пребывание на льдине сильно подкосило здоровье Отто Шмидта, и правительственная комиссия приняла решение эвакуировать ученого на лечение в США. К счастью, боевой дух помог полярнику быстро встать на ноги и продолжить свою научно-исследовательскую деятельность.

Через два года Шмидта выбрали академиком Академии наук СССР по отделению математических и естественных наук, а спустя год он организовал первую дрейфующую полярную станцию «Северный полюс — 1».

Именно за организацию этой станции Отто было присвоено звание Героя Советского Союза и присуждена медаль «Золотая Звезда».

В последние годы жизни Шмидт занимал должность главного редактора журнала «Природа» и разрабатывал новую космогоническую теорию об образовании Земли и других планет Солнечной системы. Согласно теории ученого, Солнце проходило сквозь газопылевое облако — и часть этого облака была увлечена за звездой. Затем частицы облака стали слипаться — и постепенно превратились в холодные планеты.

«В основу своей гипотезы Шмидт положил идею первоначально холодной Земли, аккумулировавшейся из небольших твердых тел. Объясняя механизм ее образования, он выдвинул гипотезу захвата Солнцем допланетного роя и затем математически доказал принципиальную возможность захвата в системе трех тел. Гипотеза эта позволила объяснить противоречие между сосредоточением почти всей массы Солнечной системы в ее центре, но почти всего момента количества движения — на ее периферии. В настоящее время теория происхождения Земли и планет, разработку которой начал О.Ю., продолжают его сотрудники и их ученики, является общепризнанной в мире», — говорится в биографии ученого на сайте Института физики Земли РАН, носящего его имя.

Умер Отто Шмидт 7 сентября 1956 года в окружении трех сыновей — Владимира, Сигурда и Александра. Ученого похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.
Отдел науки