Код Джотто

Раскрыта загадка Туринской плащаницы. В очередной раз...


Итальянский историк искусств и реставратор Лучано Бузо уверяет, что раскрыл истинное происхождение Туринской плащаницы. По его словам, один из самых почитаемых и в то же время спорных артефактов христианства, который хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, на самом деле является работой гениального Джотто.


По следам мастера


Долгие годы Бузо посвятил исследованию полотен величайших художников от раннего Средневековья до наших дней. Он выискивал на них особые метки, в которых мастера зашифровали свои имена и даты создания работ. Его пристальному вниманию подверглись шедевры таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, ван Дейк, Тьеполо, Франческо Гуарди, Франческо Хаейс, Камиль Коро, Тулуз-Лотрек, и многих других. Особый интерес представляли работы Джотто. Их реставратор изучил вдоль и поперек, систематизируя секретный код, которым художник шифровал свое авторство на картинах.


Его многолетняя работа так и осталась бы обычным научным трудом, если бы однажды во время презентации своей книги «Подписи и даты, скрытые в произведениях искусства от Джотто до наших дней» Лучано Бузо публично не пообещал исследовать Туринскую плащаницу, дабы определить истинное происхождение святыни. Тогда много говорили о том, что плащаница — это не подлинные погребальные пелены Спасителя, а картина на ткани, написанная великим Леонардо. На решение задачи реставратор затратил чуть более двух месяцев и пришел к сенсационному выводу — это действительно картина, только совсем другого художника. «Я определил, что на плащанице имеется множество зашифрованных надписей, сделанных тем же почерком, таким же образом и с использованием аналогичных графических эффектов, как и на остальных работах Джотто», — рассказал Бузо «Итогам». На лике Христа присутствует умело замаскированная надпись «Джотто», как бы составленная из черт лица и тонких едва заметных линий, соединяющих их. Более того, там помимо букв в нескольких местах удалось различить цифру 15. Если плащаницу перевернуть, то на ней в районе лика можно распознать еще две крупные надписи «Джотто», составляющие крест. Одна расположена горизонтально прямо над подбородком, а вторая — вертикально и проходит через центр лица.


Зашифрованную надпись «Джотто 15» реставратор обнаружил не только на лике Иисуса, но и на всей поверхности плащаницы. Сопоставив эти данные и результаты своих прежних исследований, Бузо теперь уверяет, что святыня вышла из-под кисти гениального Джотто. Более того, историк искусств с точностью определил дату написания этого полотна: 1315 год. «На это указывает цифра 15, фигурирующая рядом с зашифрованным именем автора», — говорит Бузо. Подобный способ датировки он встречал на изученных ранее фресках художника, которые бесспорно были созданы именно в том году.


Более того, исследователь якобы обнаружил «официальную подпись» художника, размещенную им на полотне в зоне между подбородком и шеей Иисуса. Там присутствует специальным образом замаскированная подпись «Джотто». «Мастер таким образом подписывал все свои картины, а мне удалось при помощи разработанного мною метода выделить эту скрытую надпись из фона», — говорит Бузо.


Страсти по святыне


Реставратор, как бы оправдывая Джотто перед теми верующими, которые считают плащаницу подлинной святыней, отмечает, что тот делал копию, имея перед глазами подлинник. Как говорит исследователь, на то, что копированием святыни Джотто занялся не по собственной воле, а по просьбе и с благословения Ватикана, указывает и официальная подпись художника. Это значит, что он не боялся гнева церкви. «Иначе в Средневековье за такого уровня подлог он лишился бы не только заказов на работы, но, вполне вероятно, и жизни», — продолжает Бузо.


Однако сам реставратор сегодня тоже сильно рискует, делая столь богохульные выводы. Хотя Туринская плащаница официально не признается Римско-католической церковью в качестве подлинной реликвии, многие тысячи верующих ее таковой все равно считают. И Бузо говорит, что уже начал получать гневные письма со всего мира. Более того, некоторые ученые, занимающиеся проблемой Туринской плащаницы, наотрез отказываются принимать версию итальянского историка искусств. Каковы же аргументы противников Бузо?


Во-первых, реставратор исследовал не саму плащаницу, а лишь ее фотографию. Пусть она была и очень хорошего разрешения, но это все равно не оригинал. Во-вторых, специалисты, которые в свое время были допущены к исследованию плащаницы, уже сделали ряд выводов, в корне расходящихся с предположениями итальянца.


Впервые непосредственно к реликвии ученых допустили в 1978 году. Единственным условием церкви было проведение экспертизы неразрушающими методами. Тогда в течение пяти суток международная группа ученых, в состав которой входили физики и химики, пыталась ответить на три главных вопроса. Первый касался природы пятен на ткани, похожих на следы крови, которые по цвету практически совпадают с самим изображением. «Анализ показал, что это на самом деле кровь, пропитавшая ткань плащаницы насквозь», — рассказал основатель американского Центра Туринской плащаницы Джон Джексон. Второй вопрос, волновавший тогда ученых, касался природы самого изображения. Исследователи ответили и на него. «Сама структура ткани изменилась, как будто от воздействия огня или другого источника энергии. Могло быть излучение. На ткани, по сути, имеется ожог, похожий на тот, который появится на скатерти, если на ней оставить горячий утюг. Единственное — рисунок не прожигает ткань насквозь. Этот ожог, который создал рисунок на плащанице, находится только в поверхностном слое. Получилось нечто наподобие эффекта гравировки», — продолжает Джексон. Из этого вывода вытекает и третий главный вопрос — какой механизм привел к появлению изображения?


Возникло множество гипотез, которые были тщательно проверены — теоретически и экспериментально, при помощи компьютерного моделирования. Анализ показал, что потемнения на плащанице меняют плотность цвета в зависимости от того, на каком расстоянии ткань отстояла от поверхности тела. Чем ближе к поверхности ткани было тело, тем темнее следы. Так, физики, исследовавшие плащаницу, пришли к выводу, что от тела, завернутого в ткань, исходило некое излучение, которое поглощалось в воздухе и по мере отдаления от источника теряло свою силу. Такое излучение могло стать причиной плавного изменения цвета, но при этом не получится никакого детального образа. «Это доказало и компьютерное моделирование, и эксперименты», — говорит Джон Джексон.


Есть, правда, данные радиоуглеродного анализа, проведенного в 1988 году в трех независимых исследовательских центрах в США, Швейцарии и Великобритании. Они гласят, что плащаница была соткана в XIV веке, что в принципе совпадает с датировкой Бузо. Правда, ученые считают те исследования не вполне корректными — радиоуглеродный индекс ткани мог поменяться вследствие сильного пожара, в ходе которого плащаница частично обгорела. И потом эти выводы не объясняют массу других вещей. Как удалось в Средние века соткать полотно по утраченной античной технологии? Как на ней оказалась пыльца растений-эндемиков, произраставших две тысячи лет назад только близ Иерусалима? Как на полотне отпечатались тетрадрахмы, имевшие хождение при Понтии Пилате? А главное, до сих пор не ясна технология нанесения изображения на ткань. Один из ватиканских исследователей плащаницы сказал «Итогам»: «Я знаю, что Джотто был гениальным художником, но я знаю и то, что он не был профессиональным фотографом. А то, что мы видим на плащанице, это не что иное, как скрупулезное фотоизображение Распятого, который пострадал за всех нас — и верующих в Него, и сомневающихся».


Владимир Крючков

 

Мнения


Эмануэла Маринелли, одна из ведущих исследовательниц плащаницы, профессор Туринского университета:


— В течение многих лет последователи Леонардо утверждали, что это он создал плащаницу. Что они теперь будут говорить? Италия изобилует великими художниками, и в скором времени вы услышите, что плащаница была написана Тинторетто, Анджелико, Рафаэлем, Караваджо, Боттичелли, Тицианом и Микеланджело. В свете научных выводов 1978 года нет никаких сомнений, что в плащаницу был завернут труп. Как быть с этим фактом? То есть получается, что художник-фальсификатор был еще и убийцей-фальсификатором. К тому же он нашел и убил ради своей работы человека, который был как две капли воды похож на Иисуса Христа. Слабо в это верится.


Владимир Василик, диакон храма святых апостолов Петра и Павла, кандидат филологических наук, доцент СПбГУ:


— Я думаю, что это ложная сенсация, которая ничего полезного в себе не несет. Я бы не стал придавать этому значение. То рафаэлиты клонируют человека, то кто-то кентавра в джунглях Амазонки заметил. Подобных лженаучных новостей немерено, и серьезные синдонологи (специалисты по Туринской плащанице. — «Итоги») обращают на это внимания не больше, чем на откровения Дэна Брауна. Дело в том, что в Италии существует известное, весьма могущественное атеистическое лобби, которое заинтересовано в том, чтобы «слить» тему, чтобы плащаницу представить фальсификатом, а тех, кто ее почитает и изучает, опозорить. Тут от науки ничего нет, чисто идеологическая, политическая и весьма грязная борьба.


"Итоги"


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе