Глиняные человечки

На днях ученые из Калифорнийского университета потрясли мир открытием: основа белковой жизни на нашей планете – обыкновенная глина, из которой, как утверждает Священное Писание, Господь сотворил наших далеких предков. Буквально за месяц до этого их коллеги из Европейского астрономического общества заявили: реликтовое излучение, возникшее в первые минуты после Большого взрыва, может таить в себе зашифрованное послание Творца. Наука и религия, таким образом, имеют все больше точек соприкосновения.

– Разработки европейских ученых имеют огромный научный интерес, – рассуждает доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник

Института физики Земли им. Шмидта Валерий Рудаков. – Как известно, бурное развитие животного мира было спровоцировано увеличением процентного содержания кислорода в нашей атмосфере. Но долгое время не было точно известно, благодаря какому фактору произошли процессы, в результате которых появились необходимые объемы этого живительного газа.

Последние исследования показали: начало бурного развития жизни на Земле по времени совпадает с формированием значительных запасов глины в недрах планеты. Геохимические процессы, сопровождающие отложение глины, выделяют значительные объемы кислорода.

– Ученые смогли даже подсчитать, сколько могло бы выделиться живительного газа в процессе отложения глины, и эти цифры практически совпали с реальной картиной, – продолжает профессор Рудаков. – Исследование, таким образом, доказывает: юную Голубую планету изначально покрывали другие почвы, в которых почти не присутствовала глина. Начальные почвы, покрывавшие земную поверхность, увеличили производство полезных ископаемых глины и обеспечили критические геохимические процессы, необходимые для того, чтобы окислить атмосферу и поддержать многоклеточную жизнь. В результате ученые приходят к выводу: если бы не формирование глины, нас бы просто не существовало. Знаменитый библейский сюжет о том, что человек был слеплен из глины по образу и подобию Божьему, представляется в новом свете. Но если первая часть утверждения верна, то почему бы не перестать сомневаться во второй? А вдруг Господь на самом деле "лепил" нас, глядя в зеркало?

Подобный вариант сценария уже не исключает современная наука. Три года назад научная группа медицинского института Ховарда Хьюза и Массачусетского общего госпиталя уже обнаружила в глине элементы, составляющие мембраны клеток человека, как, впрочем, и других биологических организмов. Мембраны участвуют не только в образовании клетки, но и содержат в себе генетический код организма – РНК (рибонуклеиновую кислоту). Именно РНК на данный момент признана основой биологической жизни.

– Справедливости ради надо сказать, что все эти исследования возникли не на пустом месте, – говорит Рудаков. – Происхождение жизни на нашей планете всегда было одной из самых интригующих загадок науки и поэтому было окружено веером гипотез разной степени достоверности. Между тем у многих народов существуют легенды, повествующие о том, что первые люди и животные были слеплены из глины. Еще в 70-х годах прошлого века американский биохимик Коэн и английский химик-органик Смит утверждали, что в этих легендах есть определенный смысл. Они выдвинули гипотезу, согласно которой жизнь в виде первичной протоплазмы зародилась не в белковом бульоне теплых лагун древних морей, а в полужидких пластах глины на суше. Как оказалось, глина может служить превосходным катализатором сложных органических реакций.

Несколько лет спустя было открыто, что глина ускоряет процесс формирования полостей жирными кислотами – пузырьками, и внедряет в эти пузырьки РНК. "Мы не утверждаем, что именно так зародилась жизнь, – подчеркнул в своем отчете, опубликованном в журнале "Сайенс", руководитель этих работ, профессор биологии Сзостак. – Мы продемонстрировали рост и деление клеток без какого-либо биохимического оборудования. В конечном счете, если мы сможем продемонстрировать более естественные способы, какими это могло произойти, это может дать нам ключ к тому, как же все-таки зародилась жизнь на первобытной Земле".

А там, глядишь, удастся напасть на след Адама и Евы...

Только факты

В среднестатистическом человеке, вес которого равен 70 кг, 7 кг приходится на водород, возникший в первые доли секунд появления нашей Вселенной после так называемого Большого взрыва. Одновременно организм содержит 45, 5 килограмма кислорода, 12, 5 кг углерода, 2, 1 кг азота, 1 кг кальция, 700 г фосфата, появление которых связано со следующей фазой – образованием планет.

Третья химическая основа человеческого организма относится к периоду появления ядер в центре звезд. Так, в среднестатистическом человеке находится 2 г цинка, 0, 15 г меди, следы никеля, кобальта, свинца и молибдена.

Наталия Лескова, Русский курьер