Земля второго сорта

Как я читал учебник по географии.
Случилось страшное. Моя дочка получила двойку по географии. В глазах потемнело, земля закачалась под ногами. Это как если бы вдруг обнаружилось, что племянник епископа не помнит ни одной молитвы. 
Нужно было срочно принимать меры! Моя дочь должна любить географию всем сердцем, а также почками, печенью и другими висцеральными органами.

Как ответственный родитель я взял учебник по географии для 7-го класса и погрузился в чтение. Первое предложение было таким: «Земля — общий дом для всех населяющих её сегодня людей и, кто будет на ней жить, пока существует человечество». Тут я с мыслей о географии переключился на вопросы стилистики. Видимо, профессиональная деформация — я же всё-таки главный редактор. Про общий дом вроде всё нормально — на Марс мы ещё не переселились. Завис я на конструкции «и тех, кто будет на ней жить, пока существует человечество». Получается, что если люди вдруг вымрут, то для оставшихся (интересно, кто это будет: тараканы, бактерии или рептилоиды с планеты Нибиру?) Земля уже не будет общим домом? А каким? В общем, учебник по географии начинается с фразы, которую стоило бы перенести в учебник по русскому языку — в раздел «Речевые ошибки».

Ну ладно, подумал я, наверное, это у них от избытка вдохновения. Посмотрим, что будет дальше. А дальше была история географии. И тут обнаруживаю: «В период раннего Средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки». Подождите… А какие восстания рабов в Средневековье, пусть даже раннем?! Причём не просто восстания, а такие, что могли привести географию в упадок. Рабство в той или иной форме, конечно, сохранялось (оно и сейчас есть), но количество рабов заметно сократилось уже на закате Римской империи. А последним масштабным выступлением рабов, угрожавшим центральной власти и «развитию науки», было восстание Спартака, которое подавили за полтысячи лет до наступления Средневековья. Для истории ошибка в пятьсот лет — это примерно как перепутать Сахару с Норвегией.

Пролистываю несколько страниц. Нахожу: «Вода — самое распространённое на Земле вещество». Красиво звучит. Если набрать эту фразу в Яндексе, она выскочит на сотнях сайтов. Только непонятно, что означает «самое распространённое». На поверхности Земли? Но тогда вода уступает кислороду, который есть и над пустынями, и внутри океанских глубин. Если по массе, тут ошибка на несколько порядков. Радиус Земли — 6300 километров, при этом вода встречается лишь у самой поверхности, не глубже 11,5 километра. Настоящим победителем в этой номинации могло бы стать, например, железо (вспомните, из чего состоит ядро) или кремнезём (SiO2), которого много в коре и мантии. Водород в химическом составе нашей планеты составляет тысячные доли процента, а то же самое железо — больше 30%.

Дальше следовало что-то про неразгаданные свойства воды — что она продолжает поступать к нам из космоса, и так далее. В общем, не смог я читать дальше этот учебник. И дочку простил за плохую оценку. Но вот систему образования прощать не хочется.

Учебник — это не просто напечатанный текст вроде моей колонки. Это почти законодательный акт, незнание которого карается. Строго. И для кого-то двойка — это похуже административного штрафа.

По идее, каждая буква в учебнике должна проверяться десятками учёных разных специальностей, педагогами, редакторами. Потом ещё раз проверяться, и ещё раз, и так раз десять. У нас же под лупой разглядывают только книги по истории, дабы найти там «фальсификации в ущерб интересам России» (а если не в ущерб, а во славу, то можно фальсифицировать?).

Я далеко не первый, кто пинает школьные учебники и рассказывает о найденных ошибках. В ответ обычно раздаётся либо оптимистичное: «Это было в старых изданиях, сейчас всё исправлено», либо скептическое: «Ну, какие в наше время учебники, все учатся по интернету». И то и другое не совсем правда.

В новые издания ошибки тоже проползают. Да и старые учебники никуда не делись — их всё так же бодро выдают в школьных библиотеках. Что же касается утверждения, что «сейчас все учатся по интернету», оно распространяется только на очень хороших учителей и очень мотивированных школьников. Они, конечно, на учебник не смотрят, а используют более серьёзные источники информации. Но сколько таких хороших и мотивированных? А сколько тысяч подростков вынуждены оставаться один на один с «рекомендованными» и «одобренными» страницами?!



P. S. А дочка оценку по географии всё-таки исправила.


Опубликовано в журнале «Кот Шрёдингера» №12 (14) за декабрь 2015 г.
Автор
Григорий Тарасевич
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе