За кадром ЕГЭ

Россию в начале этого года шокировала волна подростковых суицидов. Многие дети не обладают достаточной стрессоустойчивостью и без психологической помощи не способны справиться с проблемами. Одной из таких проблем, без сомнения, является экзамен, тем более выпускной экзамен — ЕГЭ, после которого школьная жизнь заканчивается и начинается студенчество.

Россию в начале этого года шокировала волна подростковых суицидов. Многие дети не обладают достаточной стрессоустойчивостью и без психологической помощи не способны справиться с проблемами. Одной из таких проблем, без сомнения, является экзамен, тем более выпускной экзамен — ЕГЭ, после которого школьная жизнь заканчивается и начинается студенчество.

Главное, чтобы с окончанием школьной жизни не закончилась жизнь вообще. С начала сдачи Единого государственного экзамена образца 2012 года уже несколько школьников покончили с собой, предположительно из-за неудачи на ЕГЭ. В Красноярском крае 17-летний выпускник одной из школ пришёл на экзамен пьяным, а когда его не пустили, пытался повеситься. Это второй случай в области, когда школьники пытаются покончить с собой из-за несданного экзамена. Двадцать девятого мая ученица 9 класса одной из школ города выбросилась из окна из-за того, что не смогла сдать экзамен. В настоящее время школьница находится в больнице, сообщает РИА «Новости». «На Сахалине выпускник школы покончил жизнь самоубийством после того, как неудачно сдал вступительные экзамены по истории», — цитирует «Взгляд».

Шокирующей представляется статистика 2010 года, тогда не меньше 10 подростков свели счёты с жизнью из-за единого государственного экзамена.

Со дня введения единого государственного экзамена самоубийством покончили жизнь десятки школьников. Это происходит по разным причинам. Во-первых, это может быть страх провалиться на экзамене, как, например, это было в мае 2007 года — тогда в Тункинском районе Бурятии повесилась старшеклассница, оставившая записку: «Не хочу я сдавать этот ЕГЭ».

Также суициды происходят после получения недостаточного количества баллов, либо после того, как на экзамене раскрывается списывание. Так, в феврале 2009 года московская школьница Лида Очковская покончила жизнь самоубийством из-за того, что «подвела класс» при сдаче экзамена. Прямо перед Новым годом школьникам предстояло сдавать пробный ЕГЭ по английскому языку. Во время экзамена у девочки нашли шпаргалку. В итоге весь класс был отправлен на пересдачу. Одноклассники пригрозили ей бойкотом. На следующий день Лида отправилась в аптеку и купила таблеток. По истечению двух дней, проведённых в коме, девочка умерла — говорится в расследовании «Федерального репортёра».

Зачастую неинформированность о процедуре проведения экзамена, а также уверенность в невозможности апелляции, заставляет детей и их родителей испытывать крайний стресс, который может приводить к непредвиденным и катастрофическим последствиям.

Поэтому Общественная палата РФ уже несколько лет проводит «горячую линию» по вопросам ЕГЭ.

15 июня в Общественной палате подвели итоги работы по вопросам ЕГЭ-2012.

Работа горячей линии была организована в дни проведения экзаменов (31 мая, 4, 7, 13 июня). Звонки принимали эксперты Общественной палаты, Рособрнадзора, Федерального государственного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений», Департамента г. Москвы. Всего в 2012 году поступило более 3 500 обращений, из них наибольшее количество касалось предмета «русский язык» — 1135.

Наиболее часто задаваемыми вопросами, поступившими на горячую линию и на сайт ЕГЭ в 2012, были:

1) Я в Б1 писал ответы через запятую, а не через пробел. Засчитают ли результаты?

2) Что является уважительной причиной неявки на экзамен?

3) Как подавать на апелляцию (вопросы, связанные с ней)?

4) Не хватило бланка, написал на обратной стороне бланка, будет ли проверена часть работы на обратной стороне?

5) Будет ли проверяться черновик (в части С), если в чистовик переписать не успели?

И другие.

По сравнению с 2011 годом значительно возросло количество наблюдателей от региональных общественных палат. Если в 2011 году лишь 3 региона включились в мониторинг, то в 2012 году таких регионов было 34.

Трибуна Общественной Палаты поинтересовалась у экспертов, какие изменения произошли с ЕГЭ в 2012 году, как помочь ребёнку пережить стресс от экзаменов, необходимо ли открывать центры психологической помощи:

Людмила Духанина, член Общественной палаты, Директор Центра образования «Наследник», член Ассоциация негосударственных образовательных организаций регионов России:


— Новый тип жалоб, который появился в этом году, это жалобы по поводу обысков. Когда на входе на приём экзаменов школьников «ощупывали», досматривали как в аэропорту. Имеют ли право во время приёма экзаменов это делать? С одной стороны, есть запрет на наличие мобильного телефона, но с другой стороны, чётко не понятно, как эту ситуацию проконтролировать. Понятно, как отследить ситуацию постфактум: если у ребёнка мобильный телефон выпал, завибрировал, или зазвонил, тем самым проявив своё наличие, то ребёнок удаляется с экзамена без права пересдачи. Должен ли организатор проверять слова ребёнка, когда тот говорит, что у него нет с собой мобильного телефона? Это порождает серьёзные дискуссии.

По-прежнему есть звонки, что некоторым детям помогают учителя, что говорит о проявлении коррупции. ЕГЭ, на сегодняшний день, не является до конца честной процедурой.

Конечно, есть жалобы на не очень квалифицированную работу организаторов в пункте приёма экзаменов, в основном это касается объяснения правил оформления работ.

По-прежнему низок уровень информирования выпускников с определёнными особенностями здоровья и их семей. Законодательство разрешает для них организовывать экзамен на льготных условиях, а семьи не знают, о каких льготных условиях идет речь. Допустим, ребёнку нужно принимать лекарства каждые 2 часа или сделать укол. Это значит, что ему должна быть предоставлена возможность во время экзамена это сделать, так как речь идёт о здоровье.

На горячую линию поступали звонки от школьников прямо после экзамена, с заявлением о том, что другому ребёнку помогали учителя. Цена такой помощи очень велика — во-первых, при распределении бюджетных мест в вуз, во-вторых, это может вызвать психологическую травму у других детей. Это обидно для ребёнка, который лишён помощи, в подростковом возрасте любая обида воспринимается очень обострённо. Мы стараемся оказать ребёнку психологическую поддержку и принять меры по данному случаю. Самая главная задача — чтобы ЕГЭ был действительно объективной процедурой.

Сергей Сафронов, генеральный директор Российской лиги образования:

— В любом случае, экзамен — это насилие, насилие над психикой. Чтобы в жизни чего-то добиваться, нужно большое напряжение сил. К этому и апеллируют идеологи единого государственного экзамена, говоря, что это нормально, что нужно тренировать школьников.

Школьник переходит некую официальную черту — из школы в университет, сами процедура и атмосфера приема ЕГЭ вызывает стресс, это напоминает перевалочный пункт, когда у тебя спрашивают какие-то документы, как на таможне. Безусловно, что такое напряжение может стимулировать особо чувствительных людей, вводить в депрессию, и, возможно, даже привести к самоубийству. Так происходит в любой критической ситуации, не только с ЕГЭ. Вопрос заключается в том, нужна ли ещё одна стрессовая ситуация в виде ЕГЭ, нужно ли тренировать школьников и их психику. Вопрос остаётся открытым. Если существовала бы какая-то степень свободы, когда экзамен был бы не обязательным и школьники могли бы выбирать, то это смягчило бы ситуацию.

Людмила Боршевецкая, педагог-психолог гимназии № 1518, Москва:


— единый государственный экзамен представляется достаточно стрессовым, потому что дети ориентированы на очень высокий результат для того, чтобы поступить потом в вуз на бюджетный факуьлтет. В связи с тем, что школьники ориентированы именно на баллы, они нервничают и переживают. С ГИА, который сдаётся после девятого класса, другая ситуация, потому что он ничего не решает — дети переходят в следующий класс и продолжают обучение в школе. Я говорю детям: «Увлекитесь этим заданием и получайте удовольствие от того, что вы решаете». С ЕГЭ всё значительно серьёзнее, здесь школьники переходят не в следующий класс, а в следующий этап жизни. Мы прорабатываем несколько вариантов психологической помощи детям, так как у всех разная реакция на стресс — у кого-то торможение, у кого-то активность. Мы консультируем, каким образом себя нужно вести на экзамене. Однозначно нужны какие-то программы психологической подготовки к ЕГЭ.

Трибуна Общественной Палаты - ТОП

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе