«Твердить, что только наша школа хорошая, а на Западе все плохое – это не патриотизм, а глупость»

Новый закон «Об образовании» вступит в силу только 1 сентября, однако споры вокруг него уже идут. В частности, инициативная группа педагогов отправила Владимиру Путину письмо, содержащее подробный анализ закона и требования отправить его на доработку.

Мы спросили у директора НОУ «СПб школа ТТИШБ» Анны ТИМОФЕЕВОЙ, что она думает о новом законе и в каком направлении должна развиваться школа XXI века.

- Многое ли изменилось в новом законе, если сравнивать со старым? И нужны ли эти изменения?

- Необходимость в изменениях очевидна. Я не беру на себя смелость проанализировать закон в целом, потому что он сложный, неоднозначный. Некоторые статьи не до конца понятны, - например, о финансировании частного образования. Но то, что менять отношения государства и образования нужно, очевидно, поэтому такой закон нужен.

- Какие-то из существующих проблем в нем решаются?

- Как мне показалось, основная цель закона - индивидуализация образования. Об этом давно говорят - каждый ребенок должен развиваться в соответствии со своими способностями. Нашей школе в этом плане легче - у нас частная творческая школа театра, телевидения и шоу-бизнеса, в классах от 3 до 9 человек, и нам проще учесть интересы и особенности каждого. А в большой школе есть способные дети, которые создают имидж школы, но есть и те, кто лишен внимания, так как не могут усваивать материал так быстро, как требуется. Новый закон как раз призывает относиться к каждому учащемуся как к личности. Понятно, что это пока только на бумаге, а как на практике будет выглядеть, сложно представить.

- У нас любят хвалить модель образования времен СССР. Но сейчас-то время другое...

- Здоровый консерватизм - это хорошо. Но происходит слом эпох – мы переходим из ХХ в ХХI век. Сейчас не просто технологии другие, у детей поменялось сознание. Есть термин «клиповое сознание»: когда человек все воспринимает кратко, просто, не пытаясь переосмыслить и проанализировать любую полученную информацию. В законе сказано о компетенциях – и это для нового поколения особенно важно: это знание не ради знания, а ради применения, развития. И модель образования меняется. Дети рождаются с умением нажимать на кнопки, учителям тоже приходится учиться этому, чтобы детей понимать. Часто говорят, что скучно читать «Войну и мир». Да, потому что это язык XIX века! Главная задача учителя - изобрести тот язык, который дети понимают.

- А задача государства?

- Задача государства - создать такие условия мер ответственности и разделения полномочий, которые будут контролировать отношения между родителями, школой и обществом. Пока этого нет. Если у ребенка проблемы в семье, трудно заставить его ходить в школу. Обучение - это труд, который вызывает уважение у родителей и общества. Со стороны государства должна быть выверенная политика, связанная с надзорными органами, которые принимают продуманные и адекватные меры в отношении родителей, если по их вине ребенок не ходит в школу. Пока за то, что ребенок не учится, отвечает только школа.

- А кто должен отвечать?

- В новом законе есть статья 47 «Обязанности родителей» и статья 44 об ответственности обучающегося. И это правильно. Школа обязана дать знания, а ученик – их взять. Пока же у нас только школа всем должна, надеюсь, новый закон поможет это исправить. В нем, кстати, есть еще статья 56, в которой говорится, что частная школа может разорвать договор с родителями, «когда надлежащее исполнение обязательств по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий или бездействия обучающегося». Это не значит, что прогульщика надо сразу исключать. Но контроль должен быть. Вызывают уважение родители, которые относятся к получению образования их ребенком как к долгосрочной инвестиции в будущее.

- Как государство поддерживает частные школы?

– Частные школы, которые имеют лицензию и государственную аккредитацию, в Санкт-Петербурге получают государственные субсидии. Это небольшой процент вложений, но для нас они важны. Аккредитация есть не у всех школ, у школы ТТИШБ она есть. Аккредитация дает право на выдачу аттестата государственного образца.

- Должна ли российская школа ориентироваться на Запад? В вузах Болонскую систему уже ввели…

- Я не рискну сказать, что российским школам нужно переходить на западную систему. Но нам, конечно, нужно адаптировать учащихся для жизни в цивилизованном мире. Дети должны иметь возможность понимать своих сверстников в других странах. А твердить, что только наша школа хорошая, а на Западе все плохое – это не патриотизм, а глупость. Например, большинство европейских учащихся гораздо более мотивированы, чем наши дети. Они понимают, для чего они учатся. На Западе дети не понимают, что такое списать. Чему ты учишься, если списываешь? Такой опыт нужно заимствовать.

- Как вы относитесь к системе ЕГЭ?

- Мне нравится система ЕГЭ, это стимулирует к обучению, так как ученик перестает надеяться на личные связи. Но это не должно быть единственной формой контроля знаний. Задача школы - научить системно мыслить. В школе ТТИШБ, например, разработана своя система подготовки к ЕГЭ. Когда мы видим, что ученик плохо пишет тесты, но устно отвечает хорошо, мы его готовим к поступлению в вуз менее престижный, но по той специальности, которую он хочет получить.

- У вас творческая школа, судя по перечню предметов в расписании. Творческие предметы помогают учиться?

- Творческий подход очень важен обучении. Но неправильно разделять предметы на творческие и технические. Например, математика, физика, химия – не менее творческие, чем беседы о театре, история кино. Нашей школе в этом учебном году исполняется 15 лет, и у нас целый год посвящен празднованию. Сначала был зачет по актерскому мастерству, а скоро будут открытые междисциплинарные уроки, где мы совместим химию и физику с английским, а историю и литературу с математикой. Нужно, чтобы у детей сложилось творческое отношение ко всему, чем бы они в жизни не занимались.

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото precisionworksny.homestead.com

812'ONLINE

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе