Споры вокруг нового предмета «Основы религиозных культур»: Кто должен вести уроки - учителя или священники?

Похоже, с 1 сентября четвероклашек и их родителей ждут проблемы


После двух лет экспериментов в 21 регионе страны курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) наконец укрепился в школьной программе и с 1 сентября 2012 года станет обязательным для четвероклассников. Его будут изучать по часу в неделю во всех школах. И хотя авторы подчеркивают, что главная цель курса  воспитательная, за «нравственный рост», возможно, будут ставить оценки - эта опция остается на усмотрение школ.


Большинство - за светскость


Чиновники настроены оптимистично: две трети учителей уже прошли необходимую подготовку по предмету, еще треть обещают «подтянуть» к сентябрю.  Да и большинство пап и мам смирились с введением спорной дисциплины.

- Около 60% родителей признают полезность курса, - директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко имеет в виду опрос, проведенный в регионах-экспериментаторах. - Говорят, что стало больше контакта с детьми, ребята чаще обсуждают с ними какие-то вопросы из курса и делятся тем, что происходит в школе.


Большинство семей все же хотят, чтобы в школе детей учили светской этике или общему курсу мировых религий (см. таблицу). Возникает здравый вопрос: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»? Но Минобрнауки настаивает на модульной системе. Впрочем, чиновники подумывают и о том, чтобы развивать предмет в более универсальном ключе.


- Возможно, курс будет включен в рамки «Мировой художественной культуры», - предположила Низиенко. - Может быть, его продолжат изучать старшие классы, и там он не будет разделен на отдельные конфессии.

Но когда это будет?


Учебники по «советской этике»


В заявлениях о положительных итогах апробации курса звучит и неуверенная нотка. «Проблемы остались», - сообщил на недавней коллегии Минобрнауки Андрей Фурсенко. Подробно на эту тему он распространяться не стал. Но можно догадаться, о какого рода проблемах шла речь.


До сих пор непонятно, во что за два года превратились учебники по ОРКСЭ. В начале эксперимента они, мягко говоря, вызывали нарекания.


«Пособия носят отчетливо миссионерский характер», - било тревогу Московское бюро по правам человека.  А специалисты Российской академии наук, проводившие экспертизу пяти учебников (кроме «Основ православной культуры» - его с некоторыми поправками одобрили в Российской академии образования), схватились за свои ученые головы. И вывесили на сайте Института философии РАН вердикт: пособия нельзя использовать в школах.


«Учебник несостоятелен в научном плане», «грубо навязывает идеологию», «вместо «религиозной культуры» ученикам преподают очень плоско поданную религиозную доктрину» - вот несколько цитат из отзывов доктора философских наук Андрея Смирнова. Он рецензировал учебники по исламу и мировым религиозным культурам.


Досталось и пособию по светской этике - специалист по философии морали Ольга Зубец разнесла его в пух и прах: «Текст  ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение. Курс «светской этики», по сути дела, оборачивается «советской этикой».


- Мы доработали рукописи в соответствии с замечаниями и подготовили учебники к изданию, - уверяют меня в издательстве «Просвещение». - Они прошли экспертизу РАН и РАО и были включены в Федеральный перечень учебников.


Но эксперты утверждают обратное. 


- После наших замечаний издательство убрало очевидные ляпы, но все пропагандистские перегибы сохранились, - рассказал мне Андрей Смирнов. - Если учебники и получили после этого одобрение РАН, я к этому отношения не имею. 


Об этом же говорил мне Андрей Глоцер, один из авторов учебника по иудаизму: правки в пособие не вносились, «поскольку из бюджета не поступало новых средств на его переиздание».

Многие родители считают, что новый предмет должны преподавать священники. Минобрнауки настаивает на светских учителях.


Учителей на всех не хватит


Подготовка учителей - вопрос не менее острый. Напомню, треть будущих преподавателей ОРКСЭ еще не прошла повышение квалификации. А из тех, кто прошел, не все могут похвастаться глубоким пониманием предмета. По словам Елены Низиенко, в Минобрнауки задумались о введении в педвузах отдельной специальности - «преподаватель основ религии».


«В школе моей племянницы на эту роль ставят учителей других направлений, которые тупо читают выданные им материалы», - жалуется в ЖЖ пользовательница с ником dp8.


- Учителей обучают так называемые «тьюторы», - грустно констатирует диакон Андрей Кураев, автор учебника по православию. - Те, которым я, в свою очередь, читаю двухчасовую лекцию. И все!


Кстати, по исследованию ФОМ, из тех россиян, кто в целом одобряет изучение религии, большинство (31%) считают, что вести его должны священнослужители! Потому что они «глубже знают вопрос», «добрее и дети им больше доверяют».


Другая важная проблема - во многих школах не хватает педагогов на все шесть модулей. «Классным руководителям начальных классов будут помогать учителя из старшей школы», - пообещала Низиенко. Но сумеют ли они объяснить сложные доктрины младшеклассникам, с которыми работать не привыкли? Да и школам проще сжульничать и сократить число модулей - например, выбрать один или два путем общего родительского голосования. Те самые, по которым есть учителя.


В общем, после двух лет эксперимента споры ведутся уже не о том, учить детей религиям или нет. Основной вопрос теперь - как с новым предметом справиться и детям, и учителям? И можно ли провести этот час в неделю с пользой, несмотря на странные учебники, скепсис родителей и острую нехватку учителей? Лучше всего нынешнее положение дел сформулировал Андрей Кураев:


- Пока курс ведется по-суворовски: главное - ввязаться в бой, а там посмотрим.

Дарья ВАРЛАМОВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе