Сергей Казарновский: Я очень хочу верить в сказку

Пока общественность бурно обсуждает стандарты старшей школы, стандарты для «началки» начинают жить. С 1 сентября. Эти стандарты, рассчитанные на будущее, придется претворять в жизнь учителям из прошлого и настоящего. Сумеют ли они работать на вырост? Об этом размышляет неисправимый оптимист, директор московской школы «Класс-центр», заслуженный учитель РФ Сергей Казарновский.
«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…» решили когда-то большевики. И сделали. Вот и живем в этой «были» уже много лет. А так хочется обратно в «сказку». И вот забрезжило.

С 1 сентября 2011 года начинается Новое образование в России. Школа начинает работать по новым стандартам. Причем начальная школа!

Кто-то, может, скажет: а как иначе? То есть все логично: начальная, она и начинает. Ой, как давно этого не было в образовании. Логики. Значит, уже хорошо.

Теперь личность ребенка — главное! То есть важно, конечно, знать и уметь. Но самое важное — КТО это?! КТО знает и КТО умеет! Хорошо!

Для этого предлагается много всякого делать, кроме обычных уроков, чтобы помочь ребенку увидеть, кто я есть? А «я есть» не робот, а живое существо, которому, кроме всего прочего, дано от природы видеть, что мир многоцветный, слышать, что он многозвучный, что тело может стать источником радости, если им научиться пользоваться. А значит, в это «неурочное» время следует научиться пользоваться своим голосом, телом. Извлекать звуки, воссоздавать то, что видишь вокруг, то есть рисовать, лепить, клеить, конструировать и т.п.

А «т.п.» сегодня — это и создание компьютерных мультиков, и запись собственной музыки и голоса, монтаж видео- и фотокартинок. И для детей той самой «началки» — это все соответствует их возможностям. Ну хорошо же!

Предлагается механизм, как по-другому учить. Это, например, про Универсальные учебные действия. Вот же как мудрено названы простые вещи, что по сути значит: нет отдельно живущих предметов в отдельных кабинетах и что научиться считать — это не математика или арифметика, а это и количество слогов в слове, и тактов в музыкальной пьесе, и время на дорогу, и деньги для буфета (Григорий Остер пятнадцать лет назад написал про это учебник, и его шутовство лишь подчеркивало бессмысленность задач, предлагаемых ребенку. То, что сегодня называется отсутствием мотивации, по-русски просто — неинтересно).

А умение писать — это не «пятерка» или «тройка» в дневнике, а поздравление товарищу с днем рождения, причем отправленное по e-mail. Мгновенно! И это самое печатание никакого отношения к плохому или хорошему почерку не имеет! Потому что на самом деле почерку не вредит. Это компьютеропечатание сегодня естественно для ребенка, как для его прадедушки и прабабушки естественно было знать любую песню до конца.

При этом очень важно замечено в том же стандарте, что детский сад, из которого пришел ребенок в школу, это не «детский сад», про который надо забыть, а его вчерашняя жизнь. И школа должна стать естественным продолжением этой жизни ребенка, то есть учитывать, что играть в игрушки ему для начала понятнее, чем сидеть и поднимать руку. Вопрос, в какие игрушки и как играть!

И вот тут-то следует вспомнить, что мы живем в удивительное время, пожалуй, впервые в человеческой истории, когда ученики умеют больше, чем их учителя. И сложная техника, на которую часто взрослые смотрят беспомощно, как на маленькую девочку, легко садящуюся на шпагат, для ребенка та же игрушка, которая, правда, имеет колоссальные возможности для реализации того, что перечислено в стандарте!

А эти хитрые игрушки волей-неволей еще и учат очень важному: самостоятельно найти путь от первого до последнего шага в решении какой-либо задачи, проблемы. Тому, что по технологии является проектной деятельностью, а по сути, главной задачей «началки» — научить учиться.

И об этом говорится в стандарте. Хорошо!

И уже происходит обещанное в стандарте. Обеспечиваются пилотные школы серьезной техникой. И это не просто хорошо, а, судя по тому, с каким умилением описывает Евгений Ямбург свои наблюдения за работой малышей на «Маках», очень хорошо!

Учителя «началки» сейчас проходят специальное обучение. Идет широкое обсуждение различных образовательных параметров стандартов начальной школы. Но до 1 сентября времени гораздо меньше, чем до Олимпиады в Сочи. Я растерян. И вот почему.

На ежегодной выставке Европейского образования в Париже есть специальный раздел, весьма внушительный по объему, где в разграниченных секторах сидят специалисты-консультанты, к которым по очереди подходят люди, желающие получить консультации по следующему своему шагу в образовании. Это и родители с детьми, и самостоятельные подростки, и достаточно серьезные выпускники лицеев.

Я как-то попросил разрешения послушать, о чем они говорят.

Мама с мальчиком лет 14—15 говорили с консультантом о выборе колледжа. Белокурый богемного вида мальчик бойко отвечал на вопросы об отметках, пристрастиях к разным предметам, о том, сколько на что тратит времени, о досуге и т.п. И на вопрос, кем бы он хотел быть в будущем, практически не задумываясь, ответил: психологом или учителем начальных классов.

Сам внешний вид мальчика был в совершенном диссонансе с объявленной жизненной программой, но то, что я услышал в ответ от консультанта, оказалось для меня абсолютно неожиданным.

Каким учителем начальных классов?! С такими отметками и кругозором, как у тебя, о начальной школе и речи быть не может. (Это я так перевел на русский школьный язык.) Психологом, другое дело. Для учителя же начальной школы необходимо очень много разного знать. И, в частности, разбираться в музыке, спорте, театре…

Как говорится, без комментариев. Видно, давно во Франции работают по нашим школьным стандартам, которые, к счастью, всё это и предполагают.

Ведь точно. Новый способ обучения требует в первую очередь учителя, готового к этому, и не только с точки зрения методик и приемов. Это ему придется каждые 8—10 минут искать мостик к новому виду деятельности, организовывать ту самую внеурочную жизнь, уметь переводить знания одной предметной области на язык другой, хорошо разбираться не только в современном компьютерном, но и, например, в музыкальном оборудовании. Научиться обходиться без учительского стола (как в «началке» французских школ) и забыть про самую неэффективную мизансцену в классе: затылок в затылок. Это только учителю удобно вещать, видя всех и сразу. А никакого общения между учениками она не предполагает. За чужой спиной хочется спрятаться и как раз сделать то, что прописывает новый стандарт, — сменить вид деятельности. Помните сцену в классе из замечательного фильма Ролана Быкова «Внимание, черепаха!», когда учительница самозабвенно читает поэму Пушкина, а каждый маленький человек живет личной жизнью в своей парте с солдатиками, куклами и… черепахой.

Образование вообще-то это очень просто: это столкновение с Личностью. Чем с большим количеством Личностей столкнется ребенок, тем весомее будет его образование! А учитель начальной школы — это первый, с кем сталкивается ребенок. И во многом от личности этого первого учителя у ребенка и возникает образ будущего образования. Это или страх наказания, или борьба за отметку, или желание творить и свободно выражать себя.

У японцев есть алгоритм организации любого дела.

Человек
Технология
Капиталовложение.

И не наоборот! Ой, как на нас непохоже. Как часто мы начинаем думать про Человека в последний момент. На жутком «нувораше» это звучит примерно так: «Есть бабло — давай замутим!» Думаю, ЕГЭ дискредитировало себя именно по этой причине.

О Человеке-учителе уже шла речь. Я думаю, понятны основания для волнений. Это я опять про 1 сентября.

О Технологии. Первое. Стандарт — это нечто вроде договора о намерениях. Сегодня массовый учитель требует перевода того, что написано в стандарте, на язык конкретных методических разработок и практических рекомендаций. И гарантий обеспечения их необходимым оборудованием. А этого сейчас, мягко говоря, недостаточно.

Результирующий глас учителей начальных классов, прошедших подготовку по новым стандартам, вещает об абсолютной растерянности от отсутствия в руках практического инструментария. К 1 сентября!

Второе. Каков механизм оценки результатов образовательного процесса в соответствии с новым стандартом? А точнее, с новыми технологиями, которые из него вытекают? На этот вопрос также нет ответа. А точнее, методисты говорят про те же срезы, те же контрольно-измерительные материалы. И в те же сроки! А смысл? Новое-то нужно измерять по-другому. Это я тоже про 1 сентября.

И еще. Об отметках. И прежде-то было ясно, что оценивать работу группы детей тремя цифрами невозможно. Деление группы из 25 абсолютно разных личностей (а «во главе угла» у нас личностный подход) на троечников, хорошистов и отличников со всех точек зрения неэффективно, а для маленького человека унизительно. А теперь, когда в стандарте прописано, что общество увидит после школы Личность, то и система оценивания должна быть этому адекватна.

Ну а теперь про Капиталовложение. Образование при всех потугах постоянных реформаций — самая консервативная сфера человеческой деятельности. Одно поколение людей руками Избранных-Учителей передает накопленный человеческий опыт следующему поколению. И так постоянно. Из поколения в поколение. Сохранение и соблюдение традиций — это и есть консерватизм. А сохранять — это очень дорого. По существу, образование это антиквариат, который должен быть умело вписан в современный интерьер. Поэтому образование — очень дорогое дело. Как консерватория. Как все, что касается культуры вообще!

И когда про эту дороговизну забывают, тогда начинают чаще не срабатывать разные движущиеся и летающие механизмы, строительные конструкции разрушаются, речь становится бранной, исчезает разница между «стыдно» и «не стыдно». И ни о какой модернизации, извините, и речи быть не может!

Иными словами, для того чтобы делать шаг в Новое образование, нужно изначально многое понимать, в том числе и про деньги. В сегодняшних стандартах для начальной школы, на мой взгляд, есть попытка обозначить это понимание.

Сказка? Да. Но я очень хочу в нее верить. Просто потому, что в «были» жить надоело! Нет. Больше невозможно. И речи быть не может.

P.S. Хотел внести свой вклад в оснащение учителей «началки» разными методиками или рекомендациями, да вспомнил, что всё уже придумано.

Выдержки из «Инструкции по образованию и воспитанию» Екатерины II от 13 марта 1784 года

«Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность.

Здоровое тело и умонаклонения к добру составляют все воспитание. Рекомендуется дважды в день открывать окна, и чтобы, как возможно, летом и зимою были бы на вольном воздухе.

Питая в детях веселость нрава, нужно отдалять от глаз и ушей их все плохое и противное, как-то: печальные воображения; наводящие уныние рассказы и всякия малодушие, наводящие негу и ласкательства. Не оставлять никогда детей в праздности.

При всяком учении не держать детей более получаса, и кончить всегда прежде, нежели они будут скучать.

Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, а когда учиться будут непринужденно и добровольно, то заниматься будут охотно, так же как играть.

К учению не принуждать, а за отличия хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы насколько возможно облегчить детям учение.

Запрещается принуждать детей учить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет, так как запоминать легче повторением.

Обходиться с детьми вообще как со взрослыми людьми, и для того, говоря с ними, употреблять здравый рассудок и выражения с летами воспитанников сходные. Выговоры чинить детям наедине и всегда со спокойным голосом, а хвалить всегда при свидетелях.

И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям».

Новая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе