Они решают задачки про сумасшедших! Какой кошмар!

Они решают задачки про сумасшедших! Какой кошмар!

Хитом этого полугодия стала олимпиадная задачка для восьмиклассников. Страницу из задачника пересняли и отправили по соцсетям с комментариями, самый мягкий из которых «Это не про составителей книжки задачка-то?»:

«В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь, возможно и себя. В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача - сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?»

Авторы в задании ничего ужасного не видят.

- Я принимал участие в составлении этих заданий, - рассказывает Михаил Антипов, куратор Юношеской математической школы при СпбГУ. - Мне эта формулировка показалась спорной, но мы особо не обсуждаем беллетристику. Забавная закономерность: чем «математичнее» у человека склад ума, тем меньше его заботит литературная часть. Олимпиадники также не смотрят на формулировку.

Составители признали: с покусанными сумасшедшими они немного дали маху. Но тут же, как специалисты по логике, находят в скандале и положительный эффект - никогда еще олимпиаду по математике не обсуждали так широко те, кто к формулам имеет минимальное отношение.

Сосиски с повидлом

Между тем проблема-то нешуточная: как побороть скуку на уроках? Пока единственный автор, который пытается разнообразить школьные будни, - Григорий Остер. Учителя порешительнее и покреативнее на уроках используют его задачники вроде «Физики», где можно прочесть, например, вот такое:

«Печальный дядя Боря забрел в магазин и рассеянно попросил взвесить 1 ньютон сосисок и 2 ньютона повидла. Вычисли общую массу дядибориной покупки.

Ответ: вообще-то g = 9,8 н/кг, но, так как дядю Борю все равно обвесят, для удобства будем считать g = 10 н/кг. Тогда общая масса сосисок с повидлом примерно 300 граммов. Сосисок дядя Боря взял бы полкило, но зарплата маленькая».

Задачник Остера уже больше десяти лет остается единственным учебником, который ребята решают с удовольствием. Задачи про девочку Машу, бреющую кактус папиной бритвой, используются в начальной школе и даже рекомендованы Минобрнауки. Но в классах постарше такие вольности почти не проходят. Учителя предпочитают угрюмые примеры про трубы, втекающие и вытекающие. В Казахстане учительницу, давшую детям контрольную из задачек Остера, родной педколлектив съел даже без повидла.

И к нам в «КП» опять приходят письма возмущенных родителей: «Что курил автор?»

Далеко не все понимают, что математика может быть и несерьезной. Тот же Эйнштейн объяснял свою теорию относительности несведущим примерно так: минута с красивой женщиной - это очень мало, а минута на раскаленной сковороде - очень много.

Веселые, оригинальные задачки - они ведь не только математический талант будят. Они учат логике, сообразительности. А мы им все угрюмости нагоняем, кивая на собственное скучное детство. Международное исследование TIMSS показало: российские школьники хорошо решают классические примеры, но не справляются с задачками из жизни.

- Исследования показали, что наши дети слабы в решении нетиповых задач, - объясняет вице-президент РАО Виктор Болотов. - С фундаментальными знаниями у них все хорошо. Но любой пример из жизни вызывает затруднения. Нужно разгрузить программу и убрать неприменимые в жизни вещи.

Гебен мир зи, битте, этвас копек...

То, что с трудом пробивает серые школьные двери, с успехом используют авторы различных обучающих курсов. Например, составители пособия «Вавилонский разговорник» принципиально переводили только те фразы, которые нормальному человеку и в голову не придут. Вряд ли посетители заграничного кафе закажут «борщ в виде суппозитория». Зато читатели такого разговорника посмеются и... запомнят пару фраз. Или как задавать вопросы.


Родители возмущаются: как можно давать детям такие задачи? Можно и даже нужно!

Станислав Сахаров, «Вавилонский разговорник»:

«Скажите, в вашей стране можно делить на ноль?

Can I divide by zero in your country?»

Или вот Ирина Дышлевая, «Курс испанского языка»:

«- Раньше мне не приходилось повторять тебе одно и то же много раз!

- А раньше ты не была занудой!»

Зато в школе с иностранными языками та же беда, что и с математикой. Начальные классы развлекаются с песенками и стишатами для Санты. Но чем старше, тем больше в учебниках глагольных форм. Пособия для выпускников - это те же туристические разговорники, разбавленные грамматикой.

- Школьники учат испанский язык с удовольствием только до 7 - 8-го класса, - рассказывает репетитор Игорь Одинцов. - Потом начинаются спряжения и вся развлекуха пропадает. Остаются только вымученные фразы.

Задачники у наших детей - скучные. Учебники - тоскливые. Если их долго читать - не только главврача в психбольнице закусаешь.

Мнение эксперта

Иван ЯЩЕНКО, директор городского Центра педагогического мастерства:

- Ситуация с «Задачником» Остера очень показательна для всей системы российского образования. В математике наши школьники вытягивают себя за счет алгебры и геометрии и отстают в практике. И это сильно заметно при анализе результатов ЕГЭ, который ориентирован на практические задачи. Еще недавно московские школьники не смогли на пробном экзамене рассчитать стоимость электроэнергии.

Сейчас мы стараемся, чтобы педагоги обращали больше внимания не на то, чтобы формально натаскать детей на сдачу экзамена, а на то, чтобы ребенок мог эти знания реально применить. Разрабатывается новая концепция математического образования. Математика - это наука о реальном мире, и не надо ее отрывать от него и выхолащивать. Ребенок 4 - 5 лет любит математику - она проста, красива и забавна. А к старшим классам многие ученики ненавидят алгебру с геометрией просто по одной причине: мы плохо, скучно и бесполезно ей учим.

Ксения КОНЮХОВА

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе