Образование: покладистые неучи по-шведски

Идеологи так называемой образовательной системы России ее цели особо не скрывают. Бывший министр образования Фурсов заявлял о том, что "мы хотим вырастить потребителя, а не творца", а нынешний, Ливанов, уверен в том, что стране "не нужно столько граждан с образованием выше среднего". Но даже среднее образование у нас уже давно ниже среднего. 

Утро российского школьника уныло и противно, как осенняя погода. Подъем ранним утром, быстрый завтрак и ежедневный путь с набитым макулатурой рюкзаком в заведение, где в течение 6-7 часов в день приходится, борясь со сном и голодом заниматься тем, что можно освоить за час-другой в нормальной обстановке и без дежурного ора престарелых школьных дам. Наша школа — это тормоз прогресса.

Незаметно низведенные с уровня уважаемого, хотя бы на словах, государственного служащего до статуса наемного работника педагоги, заваленные ненужной дополнительной писаниной и готовые за свою жалкую зарплату гнобить учеников. Ученики, прекрасно понимающие всю фальшь и бессмыслицу современной школы, которая забирает у них годы в обмен на информацию, имеющуюся в свободном доступе на расстоянии нескольких кликов. Так выглядит современная российская школа, которая при всей громоздкости и отсталости своих учебных программ не дает вообще никаких профессиональных навыков, применимых во взрослой жизни.

В этой связи интересно оглянуться на Запад. В Швеции начали проект так называемой openspase-school. С 90-х годов в стране идет образовательная реформа, которая вызывает в обществе множество неоднозначных оценок. В первую очередь, связанных с некоторыми моральными принципами, которые внедряются в головы учащихся. Если посмотреть на дидактические принципы шведского подхода к образованию, то они могут оказаться вполне органичными для современных русских школ.

В новой шведской школе вместо отдельных классных комнат, соответствующих традиционной классно-урочной системе, создано открытое пространство, по которому свободно перемещаются школьники. Отдельные части этого пространства отведены под лаборатории, библиотеки, есть небольшие природные и развлекательные зоны. Дети работают в небольших группах по 5-7 человек, у каждой группы есть определенная специализация. Заниматься переписыванием учебников (что характерно даже для российских ВУЗов) здесь не надо. У каждого школьника есть свой ноутбук с доступом ко всей необходимой информацией.

Вокруг ноутбуков и извращенно понимаемой гуманизации процесса образования в основном и строится обоснованная критика скандинавской системы образования. Ряд экспертов указывают на недопустимо низкий порог минимальных знаний в скандинавских школах, который по мировым меркам устанавливается на уровне слабейшего. Многие замечают отсутствие системной картины мира у большинства выпускников этих школ.

При этом мозги детей разъедаются мощной идеологической обработкой, включающей стимулирование стукачества, признанием нормой различного рода психофизических отклонений, играми с гендером. Все эти, хорошо известные минусы скандинавской системы, обусловлены требованиями тамошней государственной системы. Если рассуждать в области классификаций, то основная претензия к скандинавской системе в том, что формально повторяя идеи либертарного (свободного) образования, реально она использует эти наработки для выращивания покладистых неучей. И это всегда нужно всегда иметь в виду, дабы не заниматься переносом худшего на отечественную почву.

Самым разумным способом естественной перестройки системы отечественного образования может стать множественность методик и подходов, которые допускаются Минобрнауки и разрешены к применению в наших средних и средне-специальных учебных заведениях. При этом должен быть установлен уровень минимальных знаний (стандарт), который подтверждают учащиеся различных типов школ. Важно, чтобы этот минимум не давал приоритета определенным школьным системам, а общепринятый ныне ЕГЭ должен использоваться лишь в комплексе с другими методиками проверки знаний.

В остальном же следует отпустить вожжи, позволить свободную конкуренцию учебных заведений за учеников, поощрять самые разнообразные форматы учебы. При этом неизбежно возникающую проблему перетока учащихся в более успешные проекты можно демпфировать за счет систем дистанционного обучения, параллельного обучения в нескольких учебных заведениях, использования гильдий профессиональных репетиторов, воссоздания систем ремесленного ученичества, стимулирования допуска школьников на производства, чтобы они смогли получить трудовые знания и умения.

Распространение наиболее эффективных образовательных схем неизбежно, а значит, и проблема перенаселенности самых успешных школ снимется сама собой. Да и привязка ученика к номерной школе в итоге может нести чисто формальной характер, как к определенному экзаменационно-консультативному центру.

Ведь уже сегодня слушать лекции учащийся может онлайн у лучших преподавателей Москвы, сдавать "труды" по выбранным специальностям на местном производстве, изучать астрономию в кружке при университете или в современном варианте дома пионеров, подтягивать иностранные в гильдии репетиторов, общаясь с носителями языка по скайпу и т. д.

Но вместо этого у нас по-прежнему рулят портфели, классы и коллективно маразмирующие школьные дамы. Только теперь эту систему приправляют рясами и ГТО.

Анатолий Мирановский

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе