21 сентября 2009 ● Рубрику ведет Александр Куколевский
В среду Минобразования включило "Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына в школьную программу по литературе. Трактовка сталинской эпохи, предложенная автором романа, в корне отличается от той, которую дают новые учебники истории. Таким образом, власти наступили на те же грабли, ведь школьные программы и раньше отличались подобной несогласованностью.
У советских учебников отечественной истории была одна занимательная особенность. В материалах о войне князья, цари или императоры изображались как сильные лидеры, объединители народа, защитники отечества, патриоты. Но в рассказе о мирном времени те же правители-герои превращались в тиранов, деспотов, угнетателей, а то и вовсе в никчемных бездарей, погрязших в дворцовых интригах и неспособных управлять государством. Причины, по которым происходили столь удивительные метаморфозы, не излагались, что можно объяснить идеологизированностью учебников,— царь все же должен быть скорее плохим, чем хорошим. Такая непоследовательность в трактовке образов исторических личностей вызывала у вдумчивых школьников по меньшей мере удивление. Современные учебники трудно назвать идеологизированными, однако и они не дают целостного представления о правителях или хотя бы объяснения их "нелогичного" поведения.