Низкий класс

Частные школы России оказались одними из худших в мире

Российские частные школы не способны обеспечить действительно качественный уровень образования. К такому выводу пришли экономисты Джузеппе Бертола и Даниэль Чечи, проводившие исследование для немецкого Института изучения рынка труда. 

Как утверждают ученые, во всем мире вокруг частных учебных заведений создан ореол элитарности. Считается, что они предоставляют априори качественное образование. Российские же частные школы могут сравниться с ними лишь стоимостью обучения, но никак не уровнем преподавания.

Отдавая ребенка в частную школу, родители, как правило, ожидают, что он окажется среди талантливых детей и получит индивидуальный подход со стороны преподавателей. За это они готовы платить немалые суммы в расчете на то, что в будущем эти траты себя оправдают. Однако, как выяснили экономисты Джузеппе Бертола и Даниэль Чечи, законы экономики на рынке частного образования действуют не во всех странах. Частные школы оказываются эффективны только в тех странах, где уровень государственного образования достаточно низок. Прежде чем прийти к такому выводу, ученые изучили зависимость между стоимостью обучения и результатами, которые продемонстрировали студенты в разных государствах. Для расчетов были взяты данные Программы международной оценки учащихся (Program for International Student Assessment – PISA).

Подобный сравнительный анализ проводится каждые три года среди 15-летних учеников и обеспечивает сопоставимые оценки по чтению и пониманию текстов, по математике и естественным наукам. Он также предоставляет дополнительную информацию об индивидуальных особенностях студентов, их социальном происхождении и творческих способностях.

Как показало исследование, платное среднее образование благоприятно влияет на будущий доход ученика и его востребованность на рынке труда лишь в некоторых странах. В частности, в США и в Великобритании учеба в платных школах обычно гарантирует лучшее образование. Зато в Италии и Ирландии посещение частных школ не приводит к карьерным успехам в будущем. В Чили государственные и частные школы по-разному влияют на студентов из различных социальных слоев. Обычно хорошие результаты там показывают дети из обеспеченных семей. Кроме того, выяснилось, что эффективность частных школ зависит от системы образования в государстве в целом. В странах, где в государственных школах даются только основы образования, частный сектор привлекает лучших учеников и способствует большим их достижениям. Именно это и происходит в тех же США, Канаде, Великобритании, а также в Бразилии и Уругвае.

В России, где уровень среднего образования по-прежнему считается довольно высоким, частные школы оказались одними из самых дорогих и при этом самых худших в мире. Плата за обучение в них сопоставима с платой в Великобритании и на 20% выше, чем в Америке, в то время как качество образования оставляет желать лучшего. В ходе исследования российские ученики получили оценки ниже, чем в большинстве стран Европы (за исключением Норвегии, Латвии, Люксембурга и Нидерландов), Катаре и Казахстане. Помимо этого и дисциплина в российских частных школах оказалась ниже среднего, что позже отражается на востребованности учеников при поступлении в вузы и устройстве на работу.

«Если мы посмотрим на тех людей, которых условно принято относить к элите общества, то мы можем увидеть, что их дети не всегда обучаются в частных школах, – сказал в разговоре с «НИ» заместитель директора центра образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Артемий Рожков. – Многие родители, имея представление о качестве обучения в государственных школах, отдают своих детей именно туда. Тем самым первоначального отбора, когда в частные школы идут лучшие, не происходит. Поэтому зачастую в частные школы идут дети, которые по каким-то причинам имеют трудности обучения в государственных школах».

С другой стороны, в России весьма популярны государственные школы с так называемым уклоном. Формально такие учебные заведения (гимназии, лицеи) являются государственными, но попасть в них может не каждый. «В России есть успешные попытки создания частных элитных школ, – сказал в разговоре с «НИ» профессор Российской экономической школы (РЭШ) Константин Сонин. – Например, среди лучших студентов совместного бакалавриата ВШЭ–РЭШ – программы, в которой большинство студентов являются победителями или призерами всероссийских олимпиад по экономике и математике, есть выпускники именно частных школ. С другой стороны, в России есть долгая традиция существования элитных государственных школ, например математических, и частным школам трудно с ними конкурировать».

Проблема частных школ России заключается прежде всего в том, что, как показывает общение с директорами, родителей на сегодняшний день в первую очередь интересует далеко не качество образования, внедрение новых технологий и так далее. «Родителей интересует комфорт детей, комфортные условия обучения, присмотр за детьми, нежели какое-то сильное образование, – констатирует Артемий Рожков. – Те коллеги, с которыми мне довелось общаться, говорят, что родители при выборе частной школы хотят, чтобы ребенок не перегружался, чтобы ему помогали делать домашнее задание и так далее. Это может являться причиной, почему качество обучения в частных школах не сильно выше, а может, и сильно ниже, чем в муниципальных школах».

КСТАТИ

В среднем в частных школах учится около 20% детей. В Великобритании, США, Германии элитные учебные заведения привлекают менее 10% учеников; в Чили, Индонезии, Испании, Ирландии и Нидерландах – более 30%.

ЮЛИЯ ЗАБАВИНА

Новые Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе