Инженер до востребования

Выпускники технических вузов области чаще оказываются на бирже труда или в иностранных компаниях, а не на местных заводах

Верховная власть в лице президента озаботилась нехваткой технических специалистов. «Стране нужны инженеры, специалисты в области точных наук», – заявил Дмитрий Медведев на встрече с сотрудниками Федеральной службы занятости, отмечающей в этом году свое 20-летие.

На бирже труда с недавнего времени начали появляться вакансии инженеров: в Ярославле в марте их было зафиксировано 140 (не сравнить с докризисным периодом, когда за год бывало от силы 20–30). Только вот безработных инженеров все равно намного больше – сейчас на бирже областного центра стоят 572 специалиста с дипломами технических вузов. И работодатели не торопятся их расхватывать: там, где зарплата хотя бы от 12 тысяч, требуют опыт работы, а вчерашних выпускников просят не беспокоиться. В то же время опытных сотрудников предпенсионного возраста просто не берут без объяснения причин. При том что грамотных специалистов в производстве действительно не хватает.

А ведь в Ярославской области целых два сильнейших вуза: Рыбинская государственная технологическая авиационная академия с филиалами в Тутаеве и Гаврилов-Яме, которая готовит специалистов для корпорации «Ростехнологии», для военно-авиационной промышленности и энергетики, и ЯГТУ, по праву считающийся основной кузницей кадров для предприятий нашей области. Его выпускники, без сомнения, востребованы на ярославских заводах, да только с опытом работы, что является сегодня одним из главных требований при трудоустройстве, – проблема.

Решить ее совместно с вузом пытаются и «заказчики» университета, особое место среди которых занимает ОАО «Автодизель». При финансовой поддержке областной администрации на предприятии год назад стартовала целевая программа стажировки студентов.

– В 2010 году в условиях кризиса мы подготовили для рынка труда девятерых стажеров. Взяли на временную – 6–8 месяцев – работу выпускников ЯГТУ, – рассказывает начальник центра развития по персоналу «Автодизеля» Ольга Терещенко. – По программе им полагалась зарплата 6,5 тысячи, мы выплачивали чуть больше – от 8 до 9,5. Все ребята получили серьезный опыт работы в технологиях дизелестроения.

В этом году программа продолжается, завод подал заявки на 30 человек. Кроме того, в 2011 году «Автодизель» учредил именную стипендию для учащихся ЯГТУ, 1500 руб. в месяц. Критерии отбора – отличное знание технологии производства, занятия наукой и общественная активность. В начале марта первые сертификаты на стипендии вручили 6 учащимся последних курсов автомеханического и машиностроительного факультетов.

Подготовкой специалистов в последние годы озаботились не только на ЯМЗ.

– Мы готовим людей по целевым программам для нескольких отраслей промышленности. К сожалению, немного, поскольку возможности и потребности предприятий сейчас ограничены, – говорит проректор ЯГТУ Алексей Крайнов. – У нас пятилетний договор со «Славнефтью», студенты проходят практику на НПЗ, пишут дипломы по направлениям, актуальным для производства. Всем им после окончания вуза гарантировано трудоустройство. Мы обучали специалистов для «Техуглерода», этот договор также будет пролонгирован.

Схожая ситуация и в РГАТА, где работает сразу несколько целевых программ. На всех предприятиях, для которых академия готовит кадры, организованы базовые кафедры. На корпорации «Вега» – одна, на НПО «Сатурн» – пять. Действует сеть студенческих КБ, работает система стажировки студентов. Ежегодно академия выпускает 150 специалистов, обученных в соответствии с требованиями работодателей. Условия договоров разные, заказчики оплачивают практику, стажировку, часто назначают дополнительные стипендии. Целевая подготовка одного студента обходится предприятию примерно в 30 тысяч рублей.

– Обидно, когда именно нас, вузы, упрекают в плохой подготовке специалистов. Это не так. Мы готовим настоящих профессионалов – беда в том, что они на ярославских предприятиях не задерживаются, – говорит ректор РГАТА Валерий Полетаев. – Год-два поработают, опыта наберутся и уходят в иностранные компании или в российские, где участвует иностранный капитал. Там зарплаты несоизмеримо выше. Например, «Дженерал Электрик» нашим выпускникам, мальчишкам фактически, сразу предлагает 57 тысяч плюс оплата квартиры в Москве!

И это, по мнению Полетаева, самая большая беда. Пока наша промышленность не встанет твердо на ноги, пока заводы не смогут предлагать начинающему инженеру зарплату как минимум 20 тысяч рублей (в условиях Ярославской области), самые перспективные будут уезжать. Сейчас, например, выпускники РГАТА где только не работают – и в компании «Боинг», и в Королеве, и в Дубне…

Татьяна БРАГИНА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе