«Есть опасность остаться без студентов»

От введения ЕГЭ больше других пострадают абитуриенты творческих вузов. Творческий конкурс они, случается, сдают на отлично, а перед лицом механизированной экзаменационной системы «плывут». Как не погубить новых Репиных и Чайковских — рассказывает директор департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олег НЕРЕТИН.

— Российская система образования в области культуры и искусства — одна из лучших в мире. Наши музыканты, художники, режиссеры, хореографы получают работу в ведущих театрах и оркестрах. Конечно, есть сложности у актеров, но не из-за недостатка профессионализма, а из-за языкового барьера. Не каждый британский актер может найти место в Голливуде из-за пресловутого акцента. В целом система образования с ее лучшим советским наследием требовала реформирования, но не коренного пересмотра.

  — Что принесет творческим вузам Концепция развития образования в сфере культуры и искусства РФ, которую планируется внедрить до 2015 года?

  — Разработка и согласование этой концепции велись более двух лет. Сами понимаете, у творческого вуза особые стандарты. Естественно-научное, медицинское и гуманитарное образование в России построено на индукции — от общего к частному: сначала студент в течение 2,5—3 лет получает знания по теоретическим наукам. А с 3-го курса превращается в узкого специалиста, опираясь на полученную теоретическую подготовку. В области искусства система выстроена противоположным образом. В основе лежит талант, полученный человеком от природы. Человек одарен в музыке, его сразу обучают практическим применениям таланта — танцу, игре на инструменте, пению. А затем дают теоретические знания по тому, что он уже умеет. Обучение почти на всех творческих специальностях занимает более 10 лет. Музыкант, чтобы добиться высочайшего уровня, должен учиться около 17 лет. Из них 6—7 лет в музыкальной школе, 4 года в среднем учебном заведении, 5 лет в консерватории, 2 года в аспирантуре. Тут возникает первая и главная проблема, касающаяся нашего законодательства. Мы должны внести изменения в закон об образовании, высшем послевузовском образовании. Во многом эти законодательные поправки — возвращение к старой советской системе. 

  — Какие перемены предполагает ваша Концепция? 

  — В первую очередь надо отдать Министерству культуры функции органа, который бы сам вырабатывал политику образования в сфере искусства. Другая проблема связана с первой ступенью творческого образования. У нас в стране около 6 тыс. школ искусств — в основном музыкальные, художественные и хореографические. Сейчас они переведены в ранг дополнительного образования, то есть не только не обязательного, но и не профессионального. В результате педагоги музыкальных школ приравнены к руководителям кружка. Дополнительное образование не опирается на жесткие стандарты, нет утвержденных результатов, на которые должен выйти ученик по окончании этой школы. Так что здесь можно надеяться только на профессионализм педагога — и на программы, которые он выбирает для подопечных. Кроме того, педагоги, работающие в учреждениях, относимых к сфере дополнительного образования, имеют иной социальный пакет. Теоретически учитель пения в школе может получать зарплату больше, чем педагог из музыкальной школы. Хотя у них может быть очень разная квалификация, и не всегда эта разница в пользу школьного педагога. Учителя из музыкальных школ с очень высоким уровнем педагогического мастерства уходят в общеобразовательные школы — это серьезная проблема.

  Второе высшее образование в России платное. Исключений нет. Но позвольте, для наших мастеров искусства второе высшее далеко не прихоть, а продолжение совершенствования профессиональных навыков! Мы пытаемся доказать, что второе высшее образование по нашим специальностям не должно быть платным. Эти поправки надо принять уже в этом году.

  — Все творческие вузы подчинены Министерству образования?

  — Только 45: в первую очередь консерватории, театральные школы, университеты кинематографии, институты культуры. Не подчиняются основные художественные вузы, которые находятся в ведении Российской академии художеств — Строгановка, Суриковка, Репинка. И несколько нефедеральных — Институт Шнитке, Магниторская консерватория и еще полтора десятка достойных вузов.

  — Определить, насколько талантлив абитуриент, невозможно по стандартным тестам. Что Министерство образования предлагает творческим вузам?

  — Министерство образования пошло нам навстречу. В этом году оно сократило количество предметов, сдаваемых в качестве ЕГЭ, до двух. Вузы, конечно, требовали оставить один. Но русский язык сдают все школьники, независимо от того, куда поступают. А второй экзамен вуз определяет сам. Как правило, это либо русская литература, либо история. Содержание творческого конкурса в соответствии с нашим законодательством вводится каждым вузом по своему усмотрению. Проходной балл также устанавливается самостоятельно. 100-балльная оценка творческого испытания плюс проходной балл по ЕГЭ в сумме дают проходной балл. Здесь есть опасность для творческих вузов, особенно в первый год, остаться без студентов. Проходной балл, устанавливаемый вузом, может быть завышен...

  — Или занижен.

  — Тогда в вуз попадут случайные люди. Число студентов, обучающихся на творческих специальностях, в принципе невелико. Скажем, на композиторскую специальность у нас контрольные цифры приема — всего 46 человек в год на 13 вузов, которые готовят композиторов. Это бюджетные места, и примерно треть этого количества — платные. А на актерских или хореографических специальностях, где прием гораздо больше? Или там, где готовят музыкантов? Там талантливые абитуриенты действительно могут не пройти через барьер ЕГЭ. Есть трудности и с технологией сдачи Единого экзамена. Старая система была проверена десятилетиями. Говорить о том, что ЕГЭ повысит качество образования, — значит не знать главных его проблем. Корень многих бед кроется в начальной ступени, младшей школе, оттуда и надо начинать. 

  — Педагогов в творческих вузах хватает? Ведь зарплаты невысоки.

  — Последние годы государство поддерживает творческие вузы: для 20 вузов разработана программа получения грантов. Три вуза были признаны особо ценными объектами культуры — Московская, Санкт-Петербургская консерватории, Академия балета им. Вагановой в Санкт-Петербурге. В них зарплата педагогам была повышена в полтора раза. 

  — Коснется ли творческих вузов присоединение России к Болонской системе, по которой за 4 года можно будет получить степень бакалавра, а за 6 лет — магистра? По-моему, применительно к артистической специальности это лишено всякого смысла.

  — Внедрение Болонской системы идет уже более 10 лет. Для творческих вузов она подходит меньше всего. Хотя, например, хореографы могут перейти на нее безболезненно. Зато невозможно разделить на бакалавра и магистра, допустим, композиторов, режиссеров театра и кино. Что означает «режиссер-бакалавр» — может только короткометражки снимать? А режиссер-магистр дорос до сериалов? Учебно-методические объединения, которые разрабатывают эти стандарты, в недоумении. Актеров у нас готовят за 4 года. Они тоже не хотят переходить на эту систему. Вузы должны выбирать, по каким специальностям уместнее двухуровневая система, а по каким — специалитет. Ведущие музыкальные вузы настаивают на специалитете. Нестоличные консерватории более благосклонно относятся к двухуровневой системе. 

  — Болонская система чужда российскому менталитету и не сочетается с теми программами и стандартами, которые есть в России... 

  — Да, она во многом подходит к стандартам образования, существующим на Западе. Там есть кредитная система обучения, по которой студент берет 3—4 предмета на семестр и занимается по ним. У нас совсем другие подходы к образованию. Бакалавра неохотнее берут на работу, считают недоучившимся... Бакалавриат, по сути, у нас существовал всегда. Только это называлось по-другому. Студент, отучившийся три года, мог получить не справку, а диплом о неполном высшем образовании. У нас же вузы даже не заказывают таких бланков — смысла нет, с трудоустройством проблема. Ступенчатая система противоречит нашим представлениям о высшем образовании. Мы привыкли, что его можно получить только за пять лет. Это наш максимализм — либо все, либо ничего.

Наталья Соколова

Профиль
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе