16 марта 2010 ● Сергей Филонович
Университеты - фабрики идеологий
Мы так привыкли к существованию университетов, что перестали задавать вопрос о смысле существования этого общественного института. Между тем, с момента формирования используемой ныне модели университета прошло ровно 200 лет. Представляется, что пора подумать об адекватности этой модели потребностям современного общества. Актуальность пересмотра модели университета можно обосновать и тем фактом, что практически во всех развитых странах мира эксперты расценивают состояние университетской системы как кризисное.
Причины кризиса высшей школы
В чем же, на наш взгляд, состоят трудности осознания кризисного состояния университетского образования? Их несколько. Первая связана с тем, что человечество постепенно перешло от индустриальной эпохи к обществу знания, но осознание этого не стало всеобщим. При этом большинство профессоров, составляющих костяк преподавательского корпуса наших дней, сами получили образование в университетах, работавших в «индустриальной» традиции. Психологическая логика, состоящая в том, что если человек добился профессионального успеха на базе полученного образования, то он должен воспроизводить его методы и традиции, приводит к усилению консерватизма по отношению к необходимым преобразованиям. Максимум, на что соглашаются «консерваторы поневоле» - это пересмотр содержания программ и курсов.