Болевой прием

Как быть тем родителям, кто не хочет отдавать детей в соседние школы, и как быть тем школам, где конкурс слишком велик


Пытаясь упростить и упорядочить запись детей в 1-й класс, Минобразования разработало Федеральное положение о приеме в школы. В Москве новые правила уже действуют и, если судить по первому опыту, попасть в хорошую школу стало еще сложней.


   Запись в первый класс - это как задачка из школьного учебника. Кажется, она проста, и решить ее легко. Подумаешь, распределить детей по школам! Вот вам число первоклашек. Вот количество школ. Подели - и все. Но если бы все было так просто…. У каждого есть свои интересы - у школы, у родителей, у учеников, у министерства. В уравнении слишком много неизвестных. И решить его пытаются всем миром.

   Светлана из столичного района "Бабушкинский" уже третий месяц как на иголках. Сыну осенью идти в первый класс. Но непонятно, в какую школу. Свете хочется, чтобы он учился в приличной гимназии, экспериментальном классе или в ином нерядовом учебном заведении. "Сашенька у меня умный, он сумеет", - говорит Светлана и с утра до вечера старательно изучает в Интернете родительские форумы и возможные варианты поступления. Саша уже умеет читать. Худо-бедно пишет. И пока мама возится с компьютером, играет в свои игрушки, не думая ни об учебниках, ни о списках, ни о столь дорогой маминому сердцу престижности. Светлана надеется протолкнуть ребенка в популярную "испанскую" гимназию № 1558. Ежегодно родители возле нее сутками дежурят в очередях. А она прямо тут - под боком, в соседнем дворе. И если верить заявлениям чиновников, то туда вполне можно попасть. Ведь, по новым правилам, детей делят на "ближних" и "дальних" и в первую очередь записывают тех, кто живет в соседних домах, а на оставшиеся места - всех остальных. Когда дадут зеленый свет для всех остальных, непонятно. В проекте приказа Минобрнауки значится дата - 1-5 августа.

   Казалось бы, волноваться не стоит. Светлана долгое время и не волновалась: "Мы с мужем обрадовались, считали, что нам сказочно повезло и ребенок попадет в хорошую школу без нервотрепки. Мы и не сомневались, что туда поступим, ведь гимназия в двух шагах от нас. Думали, введут новые правила поступления, и мы тут же запишемся..."

   Федеральное положение о приеме в школы пока еще не утверждено Минобрнауки. Но Москва решила идти опережающими темпами и уже начала зачисление. С 15 декабря на портале госуслуг города Москвы (http://pgu.mos.ru) запущена система электронной регистрации в учебные заведения. На этот сайт и зашла Светлана.

   "Когда увидели в Интернете списки домов, закрепленных за учебными заведениями по нашему Северо-Восточному округу, - были шокированы, - объясняет она. - К нашей, "испанской", приписан всего один дом, который находится в некотором удалении от нее. А близлежащие многоэтажки почему-то распределили между двумя другими школами. Нас, например, закрепили за школой, которая почти в километре от дома. Чтобы добраться до нее, надо пересечь оживленную магистраль. И что теперь делать, я не знаю".

   Впрочем, в таком положении оказалась не одна Светлана. Достаточно зайти на любой родительский форум, и станет ясно: в Москве снова создается система "все равны, но некоторые равнее". Стоит бегло пролистать приказ о территориальном прикреплении, и в глаза сразу бросаются странные несообразности. Одна школа набирает детей из 20-30 многоэтажек, а другая - всего из одной. "Щадящий режим", как правило, введен для школ с углубленным изучением иностранного языка или гимназий.

   "Нас вообще приписали к школе в трех автобусных остановках от дома, - жалуется Мария, жительница Партизанской улицы, 40. - Уж лучше бы ничего не меняли. Живая очередь доставляла определенные неудобства, но зато все было честно: кто раньше занял и мужественно отстоял, тот и попал в школу. А теперь не ясно. Вот отказались мы от предлагаемой школы, хотим в другую, но никаких гарантий, что попадем туда, нет. Там уже сейчас жуткий ажиотаж. А решаться все будет не раньше августа".

   Свободных мест в престижных школах и в самом деле может не хватить. Правозащитники проводят свой мониторинг нынешнего экспериментального набора первоклассников.

   "Новые правила приема в школы и электронная очередь не оправдали себя, - убеждена лидер движения "Московские родители" Галина Шнайдер. - Повезло тем, чьи дома попали в зону нужной школы. А у всех остальных - проблемы. Нам до школьной гармонии еще далеко. В Москве есть отдельные районы, где просто нет качественных учебных заведений. Как-то не хочется отдавать своего ребенка в школу, где уже в первом классе на переменах говорят матом, в туалетах валяются шприцы и т.д. А такое, поверьте, не редкость. Я сама недавно звонила в свое управление образования с просьбой порекомендовать мне хорошую школу недалеко от дома. И мне прямым текстом заявили: "Где, где живете? В Гольяново? У вас такой район, что лучше посмотреть что-нибудь в других местах".

   А хорошие и престижные учебные заведения детей по-прежнему берут либо по блату, либо за деньги, либо если ребенок уже сейчас проявил себя как будущий Эйнштейн. Ничего не поменялось. По данным общественного фонда "Образование", в прошлом году средний счет за поступление в рейтинговую школу составлял 60 тыс. рублей - деньги вполне официально перечислялись в благотворительный фонд. Однако при приеме в некоторые учебные заведения сумма "помощи" доходила до 300 тыс. рублей.

   Если денег или блата нет, то родители идут на всякие ухищрения, чтобы попасть в заветную школу. Директор популярного центра образования № 1811 Александр Рывкин говорит, что уже сейчас родители пытались принести ему фальшивые справки о регистрации. Немудрено - в его школе на одно вакантное место претендуют три ученика.

   "Наши люди весьма изобретательны, когда надо преодолеть те или иные рамки, - сожалеет Александр Рывкин. - Родители будут искать варианты, как обойти электронную очередь, а госслужащие - где заработать. Как правило, этим занимаются чиновники не верхнего уровня, а низовые. Мы боремся. Тщательно проверяем документы. Пока зачислили 33 первоклассника из близлежащих домов. И можем гарантировать, что у них с документами все чисто. На 60 оставшихся мест претендуют еще 200 человек. Что делать с ними, не знаем. В прошлом году мы уже открывали дополнительные классы. В этом - не позволяют возможности здания".

   "Реальный ажиотаж у нас происходит сейчас вокруг 20-30 школ, - утверждает руководитель пресс-службы департамента образования Москвы Александр Гаврилов. - Вопрос с зачислением туда мы решим на основании федерального положения, которое вот-вот вступит в силу. С каждым топовым учреждением будем работать отдельно. Вариантов много. Например, открыть дополнительные классы или расширить сами школы".

   Впрочем, некоторые директора принципиально не готовы к массовой экспансии. Директор знаменитой на всю страну школы № 57 Сергей Менделевич даже сердится, когда его спрашивают, не собирается ли он расширяться: "Легко предложить: а давайте еще здание выделим Менделевичу, а давайте вообще отдадим ему весь Центральный округ! Это абсолютная утопия. Чтобы это сделать, мне нужно по меньшей мере 3-4 года растить кадры. Что такое хорошая школа? Это команда, заточенная под конкретный контингент учеников. Три четверти моих учителей не смогут работать в массовой школе. Им непонятны де-ти, которых надо удерживать за партой. А три четверти учителей массовой школы не смогут работать у меня. Когда 25 лет назад я пришел в маткласс на химию и начал процесс повторения материала, на втором уроке встал мальчик и сказал: "Вы что, хотите проверить, знаем мы это или нет? Знаем. Вы давайте покажите, что и вы это тоже знаете". Я это запомнил на всю жизнь. У меня дети, которых надо учить по-другому. И учителей к этому нужно готовить".

   В его школе, которая уже несколько десятилетий лидирует в родительских хит-парадах, аншлаг при зачислении - каждый год. В этом сезоне на 90 мест подано 1500 заявок.

   "Мы еще девять лет назад объявили, что в первые классы будем брать только через свою приготовишку, - поясняет Сергей Менделевич. - Записываем туда всех. Всего обучаются 350 дошколят. У нас твердое убеждение, что не существует тестов, по которым можно набирать маленьких или больших детей. Существует одно - совместная работа. Мы на них смотрим в течение года. А они - на нас. Одни дети сами говорят: мы не хотим, а другие говорят: только сюда. Мы на них посмотрели и сказали: можем учить примерно 120, желательно, чтоб поступили 50, а без этих 30 вообще не видим своих первых классов. Дальше начинаем смотреть: кто ближе, кто дальше живет. Это все учитывается. А в новом федеральном положении все это запрещается. Потому что в первый класс нельзя отбирать. Пока выхода не вижу. Буду, вероятно, действовать, как и раньше. И иметь неприятности с прокуратурой. Но не решать эту проблему - лицемерие".

   В департаменте образования Москвы каждую пятницу - селекторные видеосовещания. Школы отчитываются о наборе. Судя по рапортам, в каждом округе ситуация своя. В Северном -приняты 43% записавшихся, а в ЮВАО и Зеленограде - уже перевалило за 60%. Передовики берут на себя повышенные обязательства: через неделю-две поднять показатель до 90%.

   "У нас зачислены уже 32%", - рапортует "по телевизору" начальник окружного управления образования Восточного округа Сергей Горбун.

   "Мало, - не одобряет руководитель столичного департамента образования Исаак Калина. - Медленно шевелитесь. Дождетесь, что семьи из ваших округов уйдут в другие школы. Там умные директора не дремлют. Вчера беседовал с одним, так он сказал: берем как можно больше, открываем дополнительные классы. Сейчас в школах подушевое финансирование. Один первоклассник в год 80 тыс. рублей в своем портфеле приносит. А целый "лишний" класс сразу увеличивает фонд оплаты труда на 4 млн рублей. И не только на зарплату педагогам хватает, но и на остальные нужды".

   Когда наступает очередь видеосеанса с Западным округом, по команде включается запись радиосюжета, прозвучавшего в эфире популярной станции. Корреспондент анонимно обзвонила несколько гимназий, пытаясь устроить туда гипотетического ребенка. В большинстве отвечали, что прием уже закончен и у них нет мест. А в других на что-то намекали и приглашали на личную беседу и знакомство.

   "Возмутительно! - едва отзвучала пленка, рычит Исаак Калина. - Все слышали? Может быть, кто-то узнает свои школы и деятелей, кто так отвечал? Большинство "прозвучавших" школ как раз в Западном и Юго-Западном округах находятся. Такое ощущение, что директора этих госучреждений ведут себя, как хозяева частных лавочек, не учитывая интересы ни населения, ни города. Внимательно изучайте документы! Как можно говорить, что прием уже закончен и даже выдавать официальные отказы, если еще даже не утверждено федеральное положение о порядке набора? Родители могут встать в электронный реестр в любую школу. А мы уже потом будем думать, что делать, если количество желающих существенно превышает ее возможности".

   По данным департамента образования Москвы, уже зарегистрировались больше 79 тыс. ребят - почти 95% от ожидаемого числа первоклассников. Из них уже зачислены в классы 49 тыс. Пока запись разрешена только в те учебные заведения, которые могут взять всех желающих: и прикрепленных детей, и из чужих микрорайонов. Остальные, количество заявок в которые превышает планируемый "призыв" в 3-4 раза, ждут разъяснений Минобрнауки.

   В марте Минобрнауки должно озвучить свое видение проблемы и объяснить, как быть дальше тем родителям, кто не хочет отдавать детей в соседние школы, и как быть тем школам, где конкурс слишком велик.

Автор: Евгения Данилова  

Профиль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе