Земное и небесное

Архипелаг Святая Русь - Земное и небесное: ''Крещение'' (Алексей Петренко); ''Благоверный князь'' '(Станислас Любшин); ''Монашество'' (Владимир Заманский); ''Братство'' (Алексей Петренко); ''Третий Рим''(Федор Бондарчук); ''Раскол''(Владимир Ильин); ''Без Патриарха'' (Юрий Шевчук); ''Крестный путь'' (Валерий Золотухин); ''Спаси и Сохрани'' (Ирина Купченко); ''Лето Господне'' (Никита Михалков).

С благословения Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси впервые снят телевизионный сериал о тысячелетней истории Русской православной церкви. До сих пор остаются малоизвестными бесценный многовековой опыт жизни православного общества, духовные подвиги великих правителей, всеми почитаемых святых и отдельных верующих людей, которые своим скромным, но искренним служением Добру защищали нравственное достоинство Отечества.


В сериале представлены события от явления Андрея Первозванного на русскую землю до расстрела царской семьи в Ипатьевском доме, от сражения на Куликовом поле до боев на Курской дуге, от эпохи великого раскола до застенков ГУЛАГа. Историческому размаху повествования соответствует и география съемок - от украино-белорусских земель до Дальнего Востока (Киево-Печерская Лавра, Валаам, Соловецкий монастырь, Великий Новгород и другие), включая центры православия во Франции, Эстонии, Турции.

В каждой серии проекта доктором церковной истории, профессором, Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II дана емкая и лаконичная характеристика эпохи, поворотных событий описываемого времени, отмечена их неразрывная связь с современной жизнью. В сериале принимают участие священнослужители (протоиерей Валентин Асмус, диакон Андрей Кураев, отец Дамаскин), известные историки церкви, богословы, светские исследователи, чьи комментарии придают сценарию особую глубину и достоверность.

Создателями сериала сделан первый шаг в восстановлении исторической справедливости: истории России нет без Православной церкви. Во всей десятивековой истории нашей родины, в каждом более или менее значительном событии Церковь не только принимала деятельное участие, но в самые отчаянные времена брала ответственность за судьбу страны. И в славные, и в трагические годы Русская церковь первой звала на борьбу с захватчиками, она же первой призывала к милости.

В сериале представлены действия тысячи лет Православной истории. От явления Андрея Первозванного на Русскую землю до расстрела царской семьи, от Куликовской битвы до боев на Курской дуге, от эпохи великого раскола до наших дней.

Историческому размаху соответствует география съемок — от Украинских и Белорусских земель до Дальнего Востока. (Киево-Печерская Лавра, Почаев, Валаам, Соловецкий монастырь, Великий Новгород), включая центры Православия во Франции, Эстонии, Турции
В сериале представлены действия тысячи лет Православной истории. От явления Андрея Первозванного на Русскую землю до расстрела царской семьи, от Куликовской битвы до боев на Курской дуге, от эпохи великого раскола до наших дней.

Историческому размаху соответствует география съемок — от Украинских и Белорусских земель до Дальнего Востока. (Киево-Печерская Лавра, Почаев, Валаам, Соловецкий монастырь, Великий Новгород), включая центры Православия во Франции, Эстонии, Турции.
Художественный руководитель проекта: Заслуженный деятель искусств России, руководитель студии "Остров", лауреат Государственной премии, премии "Эмми", двух премий "Ника" Сергей Мирошниченко
Руководитель сценарной и научно-консультативной группы: руководитель церковно-научного центра "Православная Энциклопедия", ответственный редактор Большой российской энциклопедии Сергей Кравец
Драматург: Олег Кавун
Композитор: Сергей Жуков
Режиссеры: Андрей Железняков, Алексей Песков
Операторы-постановщики: Юрий Ермолин, Заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Сачков

{mospagebreak title=''Крещение'' (Алексей Петренко)}

''Крещение'' (Алексей Петренко)

{mospagebreak title=''Благоверный князь'''(Станислас Любшин)}

''Благоверный князь'''(Станислас Любшин) ХII век.

Домонгольскую Русь раздирают княжеские усобицы - страшные и жестокие войны за передел собственности и за землю, носившие характер всенародного бедствия. Словно сорвавшиеся с цепи псы, жадные до власти князья не гнушались никакими методами: подличали, нападали исподтишка, убивали стариков, женщин и детей, жгли дотла целые города, кромсали русскую землю, рвали ее зубами.

Пока русский убивал русского, на границах сгущались тучи. С Запада надвигались закованные в латы могучие крестоносцы, с Востока - скорые на расправу неуловимые кочевники - монголо-татары. В это неспокойное время орудием Божьего промысла на Руси становятся сильнейшие князья - Андрей Боголюбский и Александр Невский, которые не делят, а собирают русскую землю. Вдохновляя народ и ведя его за собой, Великие Святые князья начинают борьбу с захватчиками, все силы и время тратя не на пиры, а на укрепление городов и построение новых храмов.

{mospagebreak title=''Монашество''(Владимир Заманский)}

''Монашество''(Владимир Заманский)

Грозный и великий для Руси XIV век. Господство Золотой Орды на разоренной земле, разрушенные города, голод среди населения, непомерные поборы в пользу великого хана, который своей властью мирит и ссорит русских правителей, сталкивая их в борьбе за великокняжеский престол. Люди бегут из сел и городов, спасаясь от бессмысленной жестокости захватчиков.

Но Русь сильна своими людьми. Именно в смутные времена рождаются те, кто вдохновляет народ на победу и единство. Именно XIV век становится поворотным для порабощенного государства, век жизни и неустанной деятельности преподобного Сергия Радонежского - одного из величайших подвижников, мудреца и чудотворца, основателя Троице-Сергиевой лавры и советчика князя Дмитрия Донского.

Смиренность и кротость, никогда не оставлявшие Сергия, сослужили великую службу его Родине. Ему удавалось сделать невозможное - примирить издавна враждующих правителей и сплотить разобщенные земли под крылом московского князя. Он благословил русское войско на великую Куликовску битву, первую по-настоящему крупную победу над бесчисленными силами Орды.

При Сергие Радонежском на Руси впервые появились монастыри, где хозяйство велось всеми послушниками сообща. Именно ему открылась вечная гармония святой Троицы, а от Сергия передалась Андрею Рублеву и воплотилась в великой иконе.

О духовном подвиге монашества, о молитвенниках, спасителях и вдохновителях русской земли рассказывает Владимир Заманский.

{mospagebreak title=''Братство'' (Алексей Петренко)}

''Братство'' (Алексей Петренко)

"О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!" (Из текста "Слова о погибели Русской земли", XIII век)

Но благодать Руси была выжжена огнем нашествия орд Батыя, которые в 1237 году начинают свирепый рейд, разоривший русскую землю дотла. Князь Даниил Галицкий, мечтающий организовать крестовый поход против захватчиков, ведет переговоры с папой Иннокентием IV, призывая на борьбу весь христианский мир Восточной Европы. Поход так и не состоится, но католицизм приходит на исконно русские земли не только с латинским крестом, но и в рыцарских латах.

На землях Западной Червонной Руси начинается печальная эпоха католической экспансии, разоряются православные церкви. Но сначала робко, а потом все настойчивее звучат голоса сообществ, которые и становятся подлинными духовными лидерами возрождения веры. Православные Братства, отмеченные летописными и другими документальными свидетельствами с начала XII века, активно выходят на историческую арену с 1439 года.

Первопечатник Иван Федоров и Острожская Библия - первое славянское печатное воплощение Священного Писания. Бандуристы, казаки, воссоединение с Украины с Россией, благодать Почаевской обители, основанной еще в XIII веке на том месте, где произошло явление Пресвятой Богородицы и сохранился след стопы Небесной Владычицы.

Православные миряне - мастера, ремесленники, простой люд - это они спасают Православие в Западной Руси, трудясь в поте лица своего, чтобы оторвать от семьи грош и отдать на церковь или монастырь, чтобы украсить храм иконами и утварью, чтобы здесь было красиво и уютно, потому что здесь живет их душа - Православная вера. Великолепие убранства православных храмов - дело рук ее мастеров. В свою Церковь идут они со своими радостями и горестями, не оставляя ее даже в самые тяжкие дни иноземных владычеств.

{mospagebreak title=''Третий Рим''(Федор Бондарчук)}

''Третий Рим''(Федор Бондарчук)

Константинополь (второй Рим), бывший столицей Православия, пал в 1453 году под натиском турок. Некогда могущественной империи пришел конец, а вместе с ней Православный мир лишился своего духовного центра. Тем временем на севере жила и крепла огромная Православная страна – Русь. Москва стала столицей государства, не уступавшего по размерам и величию давно канувшей в Лету Римской империи. Богатство и мощь русских правителей порождали у остального мира неисчислимые легенды. И далеко разнеслось пророчество инока Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: "Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать". Россия становилась центром Православия и оплотом всех православных христиан.

В эпоху царствования Иоанна IV Грозного, первого самодержвца Руси, происходило становление самосознания русского народа как единого организма в социальном и религиозном смыслах. Впервые венчание на царство было соеденино с церковным Таинством Миропомазания, отчего Иоанн ощутил себя истинным ревнителем благоденствия Руси. Годы правления Грозного полны противоречий: кровь и благочестие, победы и поражения...

Иоанн IV устанавливает на Руси институт Патриаршества.

{mospagebreak title=''Раскол''(Владимир Ильин)}

''Раскол''(Владимир Ильин)

Страшное время смуты потрясло Русь в первом десятилетии XVII века, когда страна оказалась на грани национальной катастрофы. Польско-литовская и шведская интервенция привела к установлению господства захватчиков и грабителей, без стыда и совести хозяйничающих на русской земле. Все святыни некогда великого государства оказались попраны грубым вмешательством иноверцев. Над независимостью Руси нависла угроза присоединения ее к Польскому государству.

В это тяжелое время, когда народу не было помощи от правителей, когда предавали все - бояре, войско, князья, только Православие оставалось опорой простых людей. Центром сопротивления стал великий Троице-Сергиев монастырь, послушники и монахи которого будучи в голоде и холоде, в болезнях и ранениях, почти полтора года не допускали в свою обитель оккупантов и победили в неравной борьбе.

А потом отсюда же, из Троице-Сергиевой лавры, разлетелись по Руси многочисленные грамоты с призывом к русским людям освободить Москву от врагов и избрать законного царя. В октябре 1611 года Троицкие увещевательные грамоты пришли в Нижний Новгород и были прочитаны на Соборной площади перед народом. Земский староста, мясной торговец Кузьма Минич Минин (Сухорукий) выступил со страстной речью, призывая организовать всенародное ополчение, а для руководства боевыми действиями было решено пригласить князя, боярина Дмитрия Михайловича Пожарского, не запятнавшего свою честь в Смутное время.

На освобожденной земле царя выбирали всем миром. От всех городов прибыли посланники разного чина, духовные и светские. Выборы предварялись тремя днями поста и молитв, и первое, что решили, - на Руси должен быть русский царь. После долгих споров все участники Собора сошлись на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого единодушно избрали царем 21 февраля 1613 года.

А потом, в годы правления второго Романова - Алексея Михайловича - и в годы патриаршества Никона, на Русь пришла новая беда. Церковь и страну потряс раскол. С теми, кто не признавал новых обрядов и чинов, введенных Никоном, начали настоящую войну. Целыми семьями бежали раскольники, спасаясь от расправы...

{mospagebreak title='Без Патриарха'' (Юрий Шевчук)}

''Без Патриарха'' (Юрий Шевчук)

"Именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол... Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У Церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, ибо государство все дела считает своими. И всего менее у Церкви остается власть, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным". (Протоиерей Георгий Флоровский)

Правление Петра I - великого реформатора и преобразователя - ознаменовалось крутыми изменениями устоявшихся веками отношений государства и Церкви. Был нарушен принцип симфонии властей, и уже третье столетие мы испытываем на себе последствия этого разрыва. Материализм, духовное обнищание, классовая вражда, терроризм и коммунизм – корни всех этих страшных явлений кроются именно в том времени.

После кончины патриарха Адриана, умершего в 1700 году, новый предстоятель так и не был избран. А в 1721 году императором была учреждена Духовная коллегия - Святейший Синод, который не просто заменял институт патриаршества в России, но и подчинялся непосредственно монарху.

Приемниками Петра Великого было определено новое место Русской церкви, ставшей лишь "Ведомством православного исповедания". Все постановления Синода вплоть до февраля 1917 года выходили под штемпелем: “По указу Его Императорского Величества”.

В работе Синода, состоявшего из духовных лиц, непосредственное участие принимал назначенный императором представитель светской власти - обер-прокурор, которому вменялось докладывать обо всех событиях в церковной жизни. С XIX века он становится фактически главой Синода.

Церковь, лишившаяся почти всех земель, реквизированных мирскими властями, была вынуждена "в государственных интересах" нарушать даже священную тайну исповеди. Но именно в это непростое время появился великий сонм подвижников благочестия. XIX век стал эпохой расцвета старчества. В церковной иерархии нет чина старца - учителя и наставника. Старца нельзя назначить, им невозможно притвориться, он должен быть признан церковным народом. Ярчайшим примером старческого служения стала жизнь преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

В синодальный период появляется целая сеть духовных учебных заведений. К началу XIX века существовало уже 4 духовные академии и 46 семинарий, где трудились и преподавали величайшие умы отечественной церковной науки.

Рассказывая о столь драматическом эпизоде в истории отечества и Русской православной церкви синодального периода, Юрий Шевчук - поэт и рок-музыкант - раскрывается с неожиданной стороны, как человек верующий и ищущий свой путь к Богу.

Режиссеры: Андрей Железняков, Алексей Песков Операторы-постановщики: Юрий Ермолин, Заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Сачков

{mospagebreak title=''Крестный путь'' (Валерий Золотухин)}

''Крестный путь'' (Валерий Золотухин)

1917 - 1941 годы. Катаклизмы, перевернувшие весь уклад привычной жизни в России, в первую очередь коснулись православия - исконной русской веры. Владимир Ульянов (Ленин), взявший на себя роль проповедника новых идей, не стеснялся в выражениях: "Всякий боженька есть труположство… Именно потому, что всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье даже с боженькой есть невыразимейшая мерзость…" (Из письма М. Горькому, 1913 год)

Вождь пролетариата требовал от своих последователей: "Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно (подчеркнуто в тексте) и повсеместно. И как можно больше". Кровью начался крестный ход России, ее Православной церкви. Большевики, пришедшие к власти, поставили перед собой вполне конкретную задачу – уничтожить Церковь физически.

Из Материалов Особой комиссии по расследованию злодеяний большевиков, состоящей при Главнокомандующем вооруженными силами на юге России Антоне Деникине (1918-1919 гг.)

"...Производятся обыски в самих храмах, монастырях, причем и тут одновременно проявляются и цели грабительские, и стремление возможно больше подорвать в народе чувство веры и почитания Церкви путем самого циничного осквернения храмов и священных предметов богослужения.
...после ухода красноармейцев возвращавшийся причт и прихожане находили разбросанными по всему храму священные облачения, иконы и церковные книги; ...масло пролито, лампады разбиты, свечи истоптаны, кресты, Евангелия изломаны, исковерканы и свалены в груду по всему храму. Иконы в нижнем ярусе иконостасов выбиты, очевидно, ногами.
...Во многих случаях изрезанные плащаницы, облачения и тому подобные предметы навешивались на лошадей в виде украшений...
...красноармейцы въезжали в церкви на лошадях, в шапках и с папиросами во рту, с руганью, врывались в храмы, взламывая замки наружных дверей и внутренних хранилищ для похищения денег и других ценностей.
...отмечен ряд насилий над священнослужителями, когда угрозами мучений их заставляли совершать богослужения, требы и таинства с нарушениями установленных правил..."

Воинствующий атеизм, поставленный во главу угла "новой веры", привел к тому, что следующий после Ленина руководитель государства товарищ Сталин (бывший семинарист!) в 1932 году подписал декрет правительства, в котором объявлялась "безбожная пятилетка" с вполне определенной целью: к 1 мая 1937 года "имя Бога должно быть забыто на территории страны".

Но страшнее всего было проникновение большевиков внутрь целостной когда-то Церкви. Хитростью, ложью, устрашением и подкупами был спровоцирован раскол. Православная церковь в 1925 году приняла последний завет св. Патриарха Тихона - "зову с собой на страдания". К 1932 году концлагеря более, чем на 20 процентов, были заполнены гонимыми за веру.

Это было время, когда сбывалось пророчество Иисуса Христа: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы за имя Мое…". Но героизм веры новомучеников напоминал о времени первых христиан. И в эти черные годы Церковь жила, она оставалась с народом, она молилась за наше спасение.

Ведущий - Валерий Золотухин

{mospagebreak title=''Спаси и Сохрани'' (Ирина Купченко)}

''Спаси и Сохрани'' (Ирина Купченко)

Коммунистические идеи, широко распространившиеся в нашем государстве после кровавых событий октября 1917 года, выхолащивали идею веры в Бога, испокон века присущую русским людям. "Вера в светлое будущее" должна была стать оплотом новой "религии".

Но человек не может жить в безверии, такова его природа, и огромное количество граждан страны стали поклонниками атеистических взглядов на миропорядок. Те же, кто осмелился протестовать, были либо запуганы, либо репрессированы, либо высланы за кордон. Краеугольный камень православия - свобода выбора, которую Бог дает чадам своим, - осталась вне "государства свободы, равенства и братства".

Кто-то верно подметил, что православная церковь в советские времена стала женской. В церквях тогда редко можно было увидеть мужчину - все бабушки, женщины, иногда девушки в платочках.

О чем они молились? Во время войны молились за родных и за победу. А потом, пока мужчины строили казарменный социализм, они молились за Россию, оберегали ее душу своими тихими просьбами к Всевышнему о милости и снисхождении. У них были какие-то особенные, светлые лица, теплом и добротой веяло от них. Их считали темными и забитыми, на них красные пропагандисты махнули рукой, а они спасали Церковь, спасали Россию.

О временах, когда церковь пытались тихо удушить, рассказывает актриса Ирина Купченко.

{mospagebreak title=''Лето Господне'' (Никита Михалков)}

''Лето Господне'' (Никита Михалков)

В заключительной серии документального цикла "Земное и небесное" уделяется внимание значению церкви в современной России. Авторов проекта заинтересовали следующие вопросы: как возрождается православная церковь? Как она живет в России нового века?

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II ответит на эти и другие вопросы, а также расскажет о православной вере, о ее пастырях, о взаимоотношениях с другими христианскими конфессиями, о целях и проблемах православия в России и мире.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе