Я — кровожадный, я — беспощадный…

У меня зазвонил телефон.

После непродолжительного приветствия знакомая сообщила мне, что решительно намеревается уйти от православной веры и поискать для себя Бога где-нибудь на Востоке.

Я слушала ее долго, но, конечно, не услышала ничего нового. В принципе, рассуждения о том, что христианский Бог — злобное чудовище, что это Бог, который требует рабского подчинения и ест младенцев, — видимо, самая распространенная точка зрения в современной России.

Что такое христианский Господь для обыкновенного моего соотечественника?

Чаще всего это просто набор обрядов. В случае если современник имеет свое мнение конкретно о Господе, все делается еще интереснее.

Итак.

Христианский Бог требует от своего раба смирения — то есть Он может делать с человеком что угодно, а тот должен лишь утираться и возносить благодарственные молитвы за науку. Машину угнали? Спасибо Тебе, Господи, что дом не подожгли. Дом подожгли? Спасибо Тебе, Господи, что дети не сгорели. Дети сгорели? Спасибо Тебе, Господи, за то, что учишь смирению.

Христианский Бог жесток и немилостив. Он ненавидит людей.

Эти страшилки являются для многих почему-то именно христианской концепцией сути отношений Бог — человек. Не понятно, с какой стати, ведь смиренное принятие ударов судьбы — основа любой религии. Благостные, увитые цветочками восточные боги требуют того же самого. Карма, сансара, нирвана... Декорации другие — суть одна.

Нет пророка в своем отечестве. Чужие религии — это чужие религии. Зато они красивые, интересные, блестят! И вообще, человек не обязан выбирать себе Бога согласно территориальному проживанию. Такие дела.

А крайним в России стал, конечно, Господь христианский, он и есть главный пожиратель младенцев. Ирод велел убить всех первенцев — как мог допустить такое злой христианский Господь? Гитлер, холокост, Вторая мировая — почему Господь допустил Гитлера?

Можно подумать, избиение младенцев и прочие жуткие злодейства человеческого земного пути допускал только Он. А все остальные жители планеты мирно гуляли среди дерев и не портили себе карму.

Образ злобного Бога, очень может быть, сохранился в российском сознании после советского царства. Было бы удивительно, если бы в сознании миллионов подросших детей не остались хотя бы смутные воспоминания о том, что им преподавали на уроках истории. Инквизиция, религиозные войны, бедные крестьяне, которых обирают жирные монахи. Пепел Клааса и все такое прочее.

Обучение было успешным. Обучение будет продолжаться. Взрослые учат детей.

Совок оставил след, и след этот написан алыми буквами над некоей школьной доской:

«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача!»

Соблазн  заманчивый и страшный.

Во-первых, почему заманчивый. Соблазн поверить в то, что человек сильнее окружающего мира. Возьмите слабое существо, внушите ему, что оно самое главное — и существо будет послушно глотать все, что вы ему скормите.

Во-вторых, почему страшный.

Естественно, понятие «природа» — это замена слова «Бог». То есть некая сильнейшая сущность, которая может даровать милости. И вот их мы не будем ждать! А будем брать сами.

Набрали уже, молодцы. Чернобыль, Саяно-Шушенская на соплях. Нефтяные пятна. Раскормленные городские крысы.

Когда человек начинает брать сам, не дожидаясь милости — он может начать брать то, что ему не нужно, не там и вопреки природному равновесию. Советских людей научили, что у них две альтернативы. Либо быть рабами «природы» и клириков, либо поверить в собственное нескончаемое величие. Нескончаемое величие человека, который только берет, обеспечивает духовных крыс вкусной здоровой пищей.

Ни одна религия мира не признает человека более великим, чем Бог. Но почему-то только в России Богу это ставят в вину.

В России состоялся великий эксперимент. Последствия будут долгими. Теперь российский, русский человек уже догадался, что он не так уж и велик — но виноватым остались не те, кто соблазнил русского человека 93 года назад, а Он — злой Бог, который ненавидит людей.

Да, я долго считала, что это совок проклятый виноват, но после того телефонного разговора еще раз осмотрелась и поняла: они хотят себе злого Бога. Даже верующие.

Даже верующие люди в большинстве своем готовы верить только в злого Бога, Бога-карателя, Бога-полицейского. Что случилось? Господь с ними, с атеистами. Но почему люди, которым необходим Бог, как свет, обращаются не к свету, а к полицейскому?

Что такое Божья любовь?

Они думаю, что Божья любовь — это многочисленные бедствия и страдания, через которые Господь говорит с ними. Нужно терпеть и утираться — и тогда Хозяин оценит и наградит.

Но Божья любовь — это же совсем иное! Божья любовь — это чудо рождения ребенка. Иногда чудесное рождение — вопреки заключениям врачей.

Это болезнь, которая внезапно ушла без следа.

Это дворники, доставшие из мусоропровода увечную собаку.

И та девушка, которая будет лечить эту собаку и оставит ее себе, несмотря на доводы рассудка и маленькую жилплощадь.

Божья любовь — в каждом нашем поступке, совершенном, может быть, вопреки жизненной логике, но в стремлении к добру. Она — в каждом неожиданном чуде, от найденной на тротуаре купюры до неожиданно встреченной любви.

Божья любовь в том, что Он дал нам возможность выбирать, разум, чтобы мы выбирали, и силу добиваться своей цели. И  терпение — чтобы нести последствия нашего выбора.

Когда с нами случается беда, мы можем терпеть и действовать.

Христиане-клирики, священники публично заявляют о том, что некие бедствия посланы людям Богом в наказание, и мне горько. Разве сможет этот клир рассказать нам, пастве, что такое любовь Господа к людям и почему Господь благ? То есть, что Он добр и милосерден — несмотря на землетрясения, войны и болезни...

Стихийное бедствие — это не наказание. Это законы, по которым живет планета. Божья любовь — это отряды спасателей из всех стран мира. Божья любовь — это сотни литров сданной крови, и в этих литрах смешана кровь и атеистов, и буддистов, и мусульман, и иудеев. Божья любовь — в семьях, которые берут к себе сирот. И в том, что люди, ставшие жертвами законов природы (без которых невозможно физическое существование) — рано или поздно переживают и горе, и безумие. Хоронят тех, кого унесла стихия. Начинают жить дальше. Да-да, у них есть силы жить дальше и строить новое на месте разбитого. Это и есть Божья любовь.

Вот так. А почему людям, считающим себя христианами, так необходим злой бог, я не знаю. Вероятно, они иначе не умеют.

Ну что ж, значит, Царство Божие, о котором так много говорят с амвона, но никто толком не знает, что это такое, придет и воцарится несколько позже. Куда спешить. 

Русский обозреватель

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе