Урок Патриарха

Обет нестяжания является серьезным испытанием для любого человека, тем более для того, кто волею провидения вознесен на вершину Церкви.

Папа Иоанн Павел I - редкий пример служителя Церкви, объявившего бой стяжательству

© Московские новости. Павел Пахомов

Необычная жизнь и таинственная смерть папы Иоанна Павла I учат нас воспринимать монашеский обет нестяжания как серьезное испытание для любого человека, тем более для того, кто волею провидения вознесен на вершину Церкви. Впрочем, этот урок важен для всех нас, верующих и неверующих.

«Не можете служить Богу и мамоне» (Лук.16:13)

Густое облако нанопыли, поднявшееся вокруг «нехорошей квартиры» в Доме на набережной, виртуальное, но не бесследное исчезновение патриаршего брегета, а также молитвенное стояние тысяч граждан у стен ХХС в защиту веры, Русской Православной Церкви и ее предстоятеля вызвали в отечестве немалый общественный резонанс. Даже люди довольно далекие от церковных проблем сочли необходимым высказаться на данную тему, зачастую поминая обет нестяжания, даваемый при пострижении в монашество.

Поскольку Италия, несмотря на вызов секуляризма, по-прежнему остается страной с преобладанием традиционных католических ценностей, и влияние Ватикана на ее общественно-политическую жизнь трудно переоценить, приходится констатировать, что проблема эта и здесь стоит весьма остро. Именно поэтому, полагаю, у нас есть все основания, чтобы вспомнить сегодня неординарную фигуру Папы Римского Иоанна Павла I, столетие со дня рождения которого будет отмечаться в октябре. Для меня же дополнительным толчком для обращения к этому персонажу новейшей церковной истории служит тот факт, что Альбино Лучани, проведший на папском престоле всего 33 дня, более восьми лет носил весьма редкий для католичества титул Патриарха — Патриарха Венецианского…

Епископ с жалобным голосом

Будущий римский понтифик родился 17 октября 1912 года в небольшом горном селении Форно ди Канале на севере Италии в семье строительного рабочего и кухарки. «Газеты часто напоминали, что моя семья была бедной. Могу подтвердить, что я действительно голодал. Так что я хотя бы смогу понять проблемы тех, кто голоден», — сказал он в ходе одной из своих первых встреч с верующими в качестве Папы.

Не буду подробно рассказывать о церковной карьере Лучани, замечу только, что ему дважды отказывали в епископском сане по причине «слабого здоровья и жалобного голоса». Наконец, в декабре 1958 года Папа Иоанн XXIII рукоположил его в епископы и дал в управление диоцез Витторио Венето. При этом понтифик произнес: «Умрет епископом». Ему было невдомек, что тот умрет епископом Римским…

Приняв бразды правления в епархии, Лучани начал бесконечные пастырские поездки по местным приходам и обнаружил, что его паства буквально задыхается от бедности. При этом он уже был достаточно искушен в церковных делах, чтобы понимать: могущественный ватиканский банк IOR во главе с американским архиепископом литовского происхождения Полом Марцинкусом вовсе не спешит поддерживать простых верующих, хотя и располагает огромными денежными ресурсами. Тогда-то епископ впервые заговорил о том, что церковные финансы должны быть прозрачными, а банкиры в сутанах должны действовать в соответствии с евангельскими заповедями.

Примечательный факт: став Патриархом Венецианским, он вскоре призывал своих священников отказаться от драгоценных украшений и передать их в пользу бедных. Когда же два священнослужителя были арестованы итальянской полицией по обвинению в финансовых махинациях, он отказался воспользоваться положением конкордата, которое позволяло потребовать их выдачи церковному суду. Зато Лучани полностью возместил весь ущерб, нанесенный потерпевшим.

Патриарх не раз встречался с бастовавшими рабочими венецианского порта Маргеры и вынес из этих встреч стойкое убеждение, что Церковь должна быть как можно ближе к простым людям. Когда же экономический кризис 1970-х годов набрал силу, он продал свой патриарший крест, дорогую церковную утварь и украшения, а вырученные деньги передал на строительство детской больницы. А в 1971 году все тот же Лучани предложил богатым церквям Европы отдавать хотя бы 1% своих доходов братьям во Христе из стран «третьего мира».

В сентябре 1972 года Папа Павел VI в ходе мессы на знаменитой площади Сан-Марко в присутствии 20 тысяч человек неожиданно возложил папскую епитрахиль на плечи Лучани. Кое-кто усмотрел тогда в этом знак: понтифик определил своего преемника. Но сам Патриарх запомнил этот момент, прежде всего, потому, что густо покраснел от неожиданности и стеснения. Полгода спустя он получил из рук понтифика пурпурную шапку кардинала, однако вплоть до своего избрания на папский престол обычно ходил в простой сутане, появляясь в одеждах «князя Церкви» только по большим праздникам.

Улыбка Бога

26 августа 1978 года на второй день конклава подавляющим большинством голосов он был избран 263-м римским понтификом и впервые в истории папства принял двойное имя — Иоанн Павел. Он немедленно отказался от местоимения «мы» и начал говорить с верующими от первого лица, хотя в официальной газете Osservatore Romano ему порой вписывали это самое монаршее «мы» и даже сокращали «неуместные выражения» в проповедях. Он впервые отказался от церемонии коронации, заменив ее мессой на паперти Собора св. Петра, и первым не пожелал надеть на голову драгоценную тиару. Более того, Лучани отказался от папского трона и собственно от интронизации, а также первым в Ватикане перестал пользоваться носильным троном.

За свой рекордно короткий понтификат Иоанн Павел I не успел написать ни одной энциклики, но намеревался подготовить папское послание на тему «Бедные и бедность в мире». Похоже, он больше всего думал именно о бедных и о социальной несправедливости в современном мире. И не только думал, но всерьез намеревался передать в пользу бедных несметные сокровища Римско-католической церкви. Причем, несмотря на немощный голос и редкую кротость, эти намерения понтифика были тверды как кремень, свидетельствуют люди, лично знавшие Лучани.

В Ватикане ждали, что Папа вот-вот выедет из Апостольского дворца в более скромные апартаменты и даст соответствующие указания властям города-государства. С каждым днем сложившаяся ситуация все больше раздражала и беспокоила некоторых ключевых деятелей Римской курии, прежде всего, госсекретаря Ватикана Жана-Мари Вийо и любителя гольфа и гаванских сигар Марцинкуса. За почти четверть века журналистской работы при Святом престоле мне не раз приходилось слышать, что как раз за эти свои намерения Папа Лучани и поплатился жизнью. Так или иначе, но в памяти верующих он остался как «улыбающийся Папа» или «Улыбка Бога».

Смерть не в Венеции

Согласно официальной версии Ватикана, понтифик умер 28 сентября 1978 года от инфаркта миокарда. Впрочем, сообщение о кончине Папы почему-то не было подписано врачами. Более того, сразу после его смерти представители Святого престола явно начали «путаться в показаниях». То они утверждали, что тело усопшего было обнаружено его личным секретарем Джоном Макги, то рассказывали, что это была сестра Винченца, ежедневно приносившая Папе утренний кофе. Не до конца ясно было и время ухода понтифика в мир иной: сначала речь шла об 11 часах вечера, но потом почему-то стали говорить о 4 часах утра. Явные разногласия выявились и по поводу того, что было найдено в покоях умершего иерарха. Говорили, например, что он сжимал в руках списки неких новых назначений, которые должны были быть обнародованы на следующий день. Наконец, в прессу просочилась информация о том, что непосредственно перед смертью понтифик имел более чем оживленную дискуссию с некоторыми куриальными кардиналами, опять же по поводу каких-то снятий и назначений. Возникшие подозрения усугублял тот факт, что из папской опочивальни пропали многие личные вещи Лучани.

После скоропостижной кончины понтифика СМИ наперебой заговорили о «возвращении времен Борджиа», а римляне открыто обсуждали заговор в Ватикане, в результате которого «улыбающийся Папа» был отравлен. Итальянские газеты и некоторые представители духовенства требовали произвести вскрытие, чтобы положить конец этим пересудам, но Святой престол категорически отказался это сделать. Слухи же эти живы и по сей день…

Так или иначе, но необычная жизнь и таинственная смерть Альбино Лучани учат нас воспринимать монашеский обет нестяжания как серьезное испытание для любого человека, тем более для того, кто волею провидения вознесен на вершину Церкви. Впрочем, этот урок важен для всех нас, верующих и неверующих.

Сергей Старцев

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе