Основатели учений в реальности: Абд-эль-Ваххаб

Формально Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб не создавал новых догматов, но лишь стремился восстановить среди арабов религию ислама в ее первоначальной коранической чистоте. Конечной целью ваххабизма было изгнание турок, освобождение и объединение арабских стран под знаменем "чистого" ислама.

Основоположник ваххабизма — Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб родился в 1703 году в неджийском городе Уяйне в семье улемов (сословие мусульманских богословов-законоведов) рода Ааль аш-Шейх из племени банутамим. Словарь Брокгауза и Ефрона, правда, указывает на его принадлежность "к племени Мезалик, одному из наиболее могущественных в Неджде". Исследователь М. Томара в "Истоках ваххабизма" (1930) писал, что "Абд-эль-Ваххаб был уроженцем Неджда из города Готеймела, из коренных обитателей страны из племени Тамим". С детства ему было предназначено тоже стать богословом, и он в десять лет уже знал наизусть Коран.


Глухая аравийская пастушеская область Неджд, где очень мало городов и учебных учреждений, не годилась для получения надлежащего богословского образования. Купец Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб бывал по торговым делам в священных городах Мекке и Медине, а также в таких центрах, как Дамаск, Басра и Багдад, где он изучал различные мусульманские учения, в том числе толк ханбалитов. Ханбалиты являлись приверженцами ортодоксальной религиозно-правовой школы в исламе имама Ахмеда ибн Ханбала.


Будущий реформатор принимал активное участие в религиозных диспутах. Вернувшись в начале 1740-х годов в Неджд, Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб выступил перед своими сородичами с проповедью нового религиозного учения. Он резко критиковал распространенные среди арабов предрассудки — почитание камней, скал, источников, деревьев, пережитки тотемизма.


В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона читаем: "Было ибн Абд-эль-Ваххабу, верно, лет уже сорок, когда он открыто поднял вопрос о необходимости обновить ислам на чистых основах Корана и сунны (собрание изречений и деяний Мохаммеда и его ближайших сподвижников. — Ред.) и отбросить "новшества" (бидъа), к числу которых относится и идолопоклонническое паломничество в Медину к гробу пророка; паломничество в Мекку, предпринятое самим Мохаммедом, он не отрицал. К частностям, соблюдения которых требовал ибн Абд-эль-Ваххаб, относился запрет четок (четки, через суфийство, рано заимствованы мусульманством из Индии), запрет на курение табака, ношение шелковой одежды и проявление роскоши. Ибн Абд-эль-Ваххаб считал нужным приблизиить образ жизни каждого мусульманина к апостольскому, который был в VII веке. Саму же биографию Мохаммеда он изучал по старейшему источнику "Житие Апостола" ибн-Хишама (умер в 834 году), а не по позднейшим разукрашенным переделкам (в числе трудов ибн Абд-эль-Ваххаба имеется сокращение ибн-Хишамова "Жития Апостола")".


Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб попытался начать свою пуританскую проповедь в области Геджаза, в Мекке и Медине. В городе Эюне между его сторонниками и противниками произошел бой. Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб вынужден был отступить. Он прибыл в Неджд, в городе Дарайи его радушно принял шейх Мохаммед ибн-Сауд, впоследствии ставший его зятем. Необходимо сказать, что улемы Неджда выделялись своей набожностью, воздержанностью и благочестием и подавали пример для других улемов Аравии.


Женившись на дочери реформатора, Сауд военным путем распространил ваххабизм среди бедуинов. Успехи Сауда в деле распространения учения превзошли его сын Абд-аль-Азиз (1765-1803) и внук эмир Сауд (1803-1814), который создал большое арабское государство, объединившее почти весь Аравийский полуостров.


Читайте также: Саудовские проповедники в России не нужны


Устоявшееся в востоковедении название религиозного учения "ваххабизм" дано его противниками или неаравийцами. Последователи Мохаммеда ибн Абд-эль-Ваххаба именовали себя муваххидун ("единобожниками") или "мусульманами" и никогда — "ваххабитами". Западные авторы называли ваххабитов "пуританами пустыни".


В соответствии с учением Мохаммеда ибн Абд-эль-Ваххаба, который до самой своей смерти оставался духовным главой, имамом своих последователей, мусульмане стали забывать два требования ислама: любовь к верным и ненависть к неверным, гяурам, а также милостыню и священную войну — джихад.


Первоначально под джихадом (от арабского "старание", "усилие", "рвение") понималась борьба за веру (газават от арабского "набег", "поход", "нашествие"), предписанная в 9 Суре, стихе 29-м Корана: "Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными".


Муваххидун признавали только Коран, который не подлежит толкованию, и сунну периода четырех праведных халифов. Отвергали все нововведения, появившиеся в процессе развития ислама, и монашество (суфизм). Их кредо заключалось в соблюдении основополагающего принципа единобожия — таухид. В соответствии с этой доктриной, Аллах — абсолютный источник творения всего сущего, а потому правоверный мусульманин не должен преклоняться никому и ничему, кроме Всевышнего.


Мохаммед ибн Абд-эль-Ваххаб скончался в 1787 году в Дерейе. Как сообщает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, из его богатого творческого наследия, "по-видимому, ничего или очень мало напечатано". "Сыновья и внуки эль-Ваххаба довольствовались духовными почестями и не заявили себя воинственными носителями учения основателя ваххабизма". Зато шейх Сауд и его потомки из так называемой ваххабитской династии распространили учение по всей Внутренней Аравии, от границ Геджаса до Персидского залива.


Игорь Буккер


Правда.Ру


Поделиться
Комментировать