Новогодние проповеди

Протоиерей Алексей Уминский, Главный раввин России Адольф Шаевич, Архиепископ Павел Пецци, Имам Камиль Султанахмедов.

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСЕЙ УМИНСКИЙ: «НАМ В ЭТОМ МИРЕ НЕЧЕГО БОЯТЬСЯ»

На пороге Нового года, в канун Рождества, мы не просто вспоминаем событие, которое свершилось 2 тысячи лет назад, хотя оно изменило мировую историю, дало миру новый календарь, новую цивилизацию, новую культуру, новый язык, новую систему отношений…

Самое главное то, что с пришествием Христа каждому человеку дана была возможность познать Бога — познать не просто как Творца, Всемогущее Существо, которое управляет миром, посылая в него то благополучие, то несчастье, и которое надо как-то задобрить или умолить… и не как Господина, которого надо слушаться, выполнять приказы и строго следить за тем, чтобы все заповеди были выполнены. Нет, не такого.

Как ни странно, но то, что для христиан совершенно очевидно, для всего мира является тайной. Настолько мир искажен грехом, настолько лишен любви, истины и правды, что понять самые простые и важные вещи оказывается очень трудно. В течение тысячелетий мир не может понять, что Бог — это Отец.

Бог приходит в мир как Сын, чтобы мы осознали себя детьми нашего Небесного Отца, ни для чего другого. Он рождается на земле Сыном Человеческим для того, чтобы каждый человек стал сыном Божиим. Это самое главное из всего, что мы знаем: Бог наш Отец, и нам в этом мире нечего бояться.

Иногда мы можем его не понимать, как не понимают дети своих родителей; мы можем Его не слушаться, как часто бывает в семье. Но мы всегда знаем, что не будет такого момента, когда мы останемся одни и с нами случится что-то непоправимое. Если мы с этим живем — мы самые счастливые на земле люди. Мы можем не бояться ни болезней, ни смерти, ни нищеты, ни несчастья…

Христос является в мир в образе беспомощного младенца, повитого пеленами. Это образ Божественной любви по отношению к человеку, любви, которая ограничивает даже свободу самого Бога ради того, чтобы человек был свободен. Он с самого начала ограничивает Свое действие ради нас, давая нам возможность поступать свободно, по нашей воле, даже если мы восстаем против Него. Он даровал этому миру изначальную свободу и любовь к Нему, а любовь не может быть принуждаемой. Для человеческой свободы любовь может быть только желанной и избираемой. И поэтому Господь ограничивает даже Свои действия и, казалось бы, не вмешивается в зло и несправедливость этого мира для того, чтобы нам показать, что напор зла не побеждается какими-то внешними физическими мерами. Он показывает, что пришел не бороться с этим миром, а победить его.

И Он победил. Своей любовью. Своим смирением. Своим Евангелием, и дал нам образы победы над миром. Этот мир, который кажется нам в своем безумии таким могущественным, побеждается кротостью и любовью. Он нам даровал эту власть через свободу быть Ему верными, быть Ему родными, любить Его.

Сын Божий, бесконечный, невидимый, непостижимый, становится человеком, несущим на себе все тяготы и скорби этого мира, чтобы человечеству — а это значит — каждому из нас, — даровать две замечательные вещи, которые во все времена жаждал иметь человек. Он приходит для того, чтобы дать человеку Власть и Богатство.

Но только Господь дает и власть, и богатство совсем не такими, какими их мечтает иметь, скажем, Ирод, вся цель жизни которого была в их достижении. Богатство, которое приносит Христос, — это удивительное богатство Веры, которое человеку дает возможность ходить по волнам и двигать горами. Господь принес нам богатство любви, потому что Он сам есть Любовь. Это та Любовь, которая идет на Крест, которая распинается, принося себя в жертву. Это любовь, которая готова и способна победить всё, что есть в этом мире.

Господь дает нам потрясающее богатство смирения, потому что кроткие наследуют землю. И вместе с этим каждому человеческому сердцу, открытому для принятия этого дара, Он дает богатство удивительного мира, который может так наполнить человека, что тысячи вокруг него спасутся, по слову преподобного Серафима Саровского.

Господь принес нам богатство Своего милосердия. Если мы готовы его принять, оно вливается в наши сердца и делает нас способными прощать своих обидчиков, любить своих врагов.

И еще Господь дарует нам истинную власть. Он говорит: «Именем Моим будете бесов изгонять, языками возглаголите новыми, будете брать змей, и, если что смертоносное выпьете, не повредит вам, на недужные руки возложите, и здравы будут…»

Всем истинно верующим в него Христос дал власть быть совершенно на него похожими: мы можем поступать в этом мире так, как сам Христос в этом мире поступал, жить Его жизнью, говорить Его словами, смотреть на мир Его глазами, принимать мир через Его чувства и Его сердце.

Но вот что интересно: при таком удивительном богатстве и при такой власти необыкновенной мы просим у Бога всегда какой-то ерунды… ищем у Бога какой-то мелочи, что на самом деле включает искание власти и богатства, но маленьких таких, земных богатства и власти: земного благополучия, земного успеха… Нам кажется, что это и есть сама жизнь, что в этом и состоит ее смысл: прожить спокойно, удобно, выгодно и благочестиво. Может быть, благочестиво получится, а по-христиански — нет, потому что нам очень страшно ходить по водам. Мы не верим в то, что можем бесов изгонять, смерть побеждать. Мы читаем Евангелие, и эти строчки к нам как бы не относятся, потому что нам совсем не этого нужно от Бога, и наша жизнь совсем не похожа на тот дар, что принес нам Христос.

Давайте же постараемся сегодня и навсегда забыть о тех мелочах, которыми мы нашу жизнь наполняем, и будем по-настоящему глубоко искать истинной Христовой власти и истинного Христова богатства, которые открываются для нас в Его пресветлом и радостном Рождестве.

ои руки, как апостол Павел скажем от сердца — Авва людям. ся очень тРождество — это праздник нашего сыновства. Эту радость, это богатство, которое дано христианам, мы можем распространять по миру, возвещать всем людям, что у них есть Отец, что они не одиноки…

Как мы были бы счастливы, если бы смогли с этим жить, не забывать, что Он всегда рядом, что Он обязательно нас спасет, если мы только этого захотим, если просто протянем Ему свои руки; как апостол Павел, скажем от сердца: «Авва Отче!» — и будем с Ним.

ГЛАВНЫЙ РАВВИН РОССИИ АДОЛЬФ ШАЕВИЧ: «ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ ПОМОЖЕТ НАМ ВЫЖИТЬ»


Сердечно поздравляю Вас с наступающим Новым, 2013 годом и хочу пожелать всем в будущем году здоровья, благополучия и мира.

Мы стоим на пороге нового витка времени. По обыкновению, мы подводим итоги уходящего года и с надеждой смотрим в будущее. В еврейской традиции, когда наступает Новый год (он отмечается осенью), то это не только новая точка отсчета, это еще и чрезвычайно важный и ответственный период. Это время подведения итогов, осознания своих проступков и грехов, раскаяния и искупления. Все наши дела, поступки и мысли в прошлом и настоящем рассматриваются и взвешиваются на точных весах Небесного Правосудия.

Заповеди, которые дал нам Всевышний, требуют от нас проявлять милосердие и внимание друг к другу. Именно они составляют основу религиозной нравственности. Это те столпы, на которые мы должны опираться в своей повседневной жизни. Каноны духовности и добродетели, которые и сегодня являются основой не только для иудеев, но и для людей других культур и религий, уже много столетий учат нас жить в полной гармонии с замыслом Творца.

Мы живем в очень непростое время. К сожалению, реалии современной жизни таковы, что в нашем обществе еще очень остро стоят проблемы национализма и ксенофобии. Порой жестокость, особенно среди подрастающего поколения, выходит за любые мыслимые пределы человеческого сознания. Еще многое нужно сделать в сфере социальной защиты людей, особенно детей и стариков. Им порой не хватает самой малости. Толика душевного тепла зачастую имеет гораздо большее значение, чем материальная поддержка.

Ответственность за все, что происходит сегодня в нашей жизни, лежит на нас всех. Каждый из нас должен стремиться улучшить этот мир, сделать что-то полезное, доброе, чтобы мы могли передать нашим потомкам. Каждый человек сегодня, вне зависимости от национальности и вероисповедания, должен задуматься об истинных ценностях: о любви к ближнему, о доброте и взаимопонимании. Оценить свои поступки в контексте с жизнью людей, живущих рядом. Кому-то наверняка не мешало бы переосмыслить свою жизнь, освободиться от недопонимания и нетерпимости.

Мы живем в единой семье разных народов, религий и традиций. И религия во многом является фундаментальным фактором в построении межнациональных отношений в гражданском обществе. И одной из первоочередных задач, стоящих сегодня перед нами, представителями религиозных конфессий, является поиск оптимальной модели взаимодействия культур с целью достижения толерантности и взаимоуважения между народами. В преддверии Нового года хочу еще раз призвать всех к согласию и взаимоуважению, ибо только стремление к единству и любовь к ближнему помогут человечеству выжить и достичь гармонии и взаимопонимания. Давайте беречь и приумножать добрые многовековые традиции, наше богатое духовное и историческое наследие и своими деяниями доносить до миллионов сердец и умов идею нашей общности.

От всего сердца поздравляю всех россиян с наступающим 2013-м Новым годом и желаю здоровья и долголетия. Пусть наступающий год принесет всем людям радость и благоденствие. Пусть все хорошее непременно останется с нами в наступающем году, и пусть в каждом доме царят мир и согласие.

АРХИЕПИСКОП ПАВЕЛ ПЕЦЦИ: «ВЕРА — ИСТОЧНИК РАДОСТИ»


Совсем скоро начнется празднование Рождества Христова. Так сложилось исторически, что мы, христиане разных конфессий и обрядов, празднуем Рождество в разное время, однако это различие не должно заслонять от нас главного ? того, что все мы едины в праздновании этой великой и радостной Тайны: Иисус Христос, родившийся двадцать столетий назад, и сегодня рождается в сердцах верующих в Него.

Рождественская ночь? Святая ночь, как мы ее называем, ? возвещает нам нечто сверхъестественное, немыслимое и в то же время глубоко желанное, долгожданное. Эта ночь возвещает о рождении Бога на Земле. Эта ночь исполнена великой радости: Бог, сотворивший мир и человека, не оставил нас в наших бедах и нуждах, но пришел, чтобы быть с нами, чтобы стать одним из нас!

Мы верим, что Бог, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. И хотя человек нередко не осознает этого желания, Бог не перестает привлекать его к Себе, чтобы в Нем он обрел полноту истины и счастья, которую без устали ищет. Но, увы, слишком часто мы живем, целиком погрузившись в свои тревоги и проблемы, которые не приближают нас к Богу, но, напротив, ? отдаляют от Него. И тогда сам Бог идет нам навстречу. Бог всегда делает первый шаг, чтобы помочь нам приблизиться к Нему.

Великий Данте в XXIV песне Рая своей «Божественной комедии» вкладывает в уста Святого Петра вопрос: «Эту радость, всех дороже, рождающую все добрые дела, ? где ты обрел?» Под драгоценной радостью Данте подразумевает веру. И это напоминает нам, что вера на самом деле не порабощает, но освобождает нас, раскрывает нашу душу, насыщает ее. Вера не есть что-то мертвое и скучное. Вера ? это источник радости, возможность увидеть, познать и понять то, что, будучи жизненно важным, тем не менее без веры осталось бы навсегда недоступным человеку. Вера ? это открытие истинной радости в нашей жизни и открытие того, откуда эта радость к нам приходит.

Откуда приходит эта радость? Эта радость рождается от близости Бога, ставшего одним из нас. Бог пришел, чтобы дать ответ, чтобы Самому стать ответом на вечный вопрос человека. С момента Рождества ? Боговоплощения, когда Слово стало плотью, ? устранена непреодолимая дистанция между конечным и бесконечным: вечный Бог оставил небеса и вошел во временное пространство, погрузился в человеческую конечность. И воскресший Христос скажет Своим ученикам: «Я с вами до скончания века» (Евангелие от Матфея: 28,20).

Настоящая радость рождается не из чего-то, что делаем мы сами. Конечно, то, что мы делаем, может принести нам более или менее продолжительное удовлетворение. Однако подлинная радость происходит лишь из опыта дара, бескорыстной самоотдачи. Чего мы больше всего желаем в жизни? Знать, что мы желанны, что мы любимы. Вот что значит сегодняшняя радость: это уверенность в том, что мы не брошены, что мы не одни, что Бог на самом деле с нами, что наша жизнь желанна, любима Богом.

Нам часто хочется увидеть какой-то знак от Бога, увидеть Его руку, которая привела бы все в порядок, сделала бы все за нас, избавив нас от нашей ответственности. Но тот знак от Бога, который мы видим в Тайне Рождества, призывает нас прежде всего верить и любить.

Власть Бога ? это не насилие, а доброта и любовь. И если мы будем учиться у этого смиренного Бога, у этого Младенца, пользоваться лишь орудиями истины и любви, то обретем ту ни с чем не сравнимую радость, которая дарует счастье в этой жизни и вечное блаженство в жизни будущей: «О, человек! Сказано тебе, чтo добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим»(Книга пророка Михея: 6,8).

Призвание христиан ? нести в мир эту Радостную весть через свидетельство взаимной любви, через смиренное свидетельство своей жизни, которая целиком принадлежит Христу, Богу, ставшему человеком. Наш опыт, который мы хотим разделить друг с другом и со всеми людьми, ? это опыт жизни человека, исцеленного и преображенного Богом. И главное качество такого человека ? это именно радость в сердце: «Великое сотворил Господь над нами: мы радовались» (Псалом: 125,3).

Пусть радость Рождества, радость о Боге, близком человеку, сопровождает каждого из вас на вашем жизненном пути. Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды.

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец да дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас. Христос рождается! Славьте Его!

ИМАМ КАМИЛЬ СУЛТАНАХМЕДОВ: «МЫ ДОЛЖНЫ ВМЕСТЕ ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛУ»


Каждый, чье сердце не ослеплено ненавистью, знает, что ислам защищает ценности, которых сегодня во многом не хватает народам. Стоит напомнить о них сегодня, на пороге Нового года.

В каждой книге по фикху или хадисам есть отдельная глава, посвященная этикету и нравственности. Речь идет о благодеянии, терпении, прощении, правдивости, примирении людей, взаимопомощи, предпочтении других себе, щедрости и добром слове. Пороки, которые ислам не приемлет, — высокомерие, зависть, злоба, ложь, хула, злословие, унижение других. Первые мусульмане были общиной, служившей примером для других в своих моральных устоях. Их нравственность была одной из главных причин того, что люди начали входить в религию Всевышнего толпами.

Это религия, которая призывает к правдивости, справедливости в отношениях между людьми, милосердии, щедрости, великодушии, альтруизме, стыдливости, оберегании языка от запретных речей, поддержании родственных связей, помощи друг другу в благих делах, верности обещания. И запрещает пороки и дурные нравственные качества: прелюбодеяние и разврат, притеснения, обман, хулу и сплетни. А также воровство и взятки, ложь и клевету, непристойные слова, злобу, зависть, ненависть. При этом ислам, требуя от человека благонравия и отдаляя его от пороков, учитывает природу человека и его слабость и не ждет от него непорочности ангелов. Ислам признает слабость человека, его стремление к наслаждениям и склонность идти на поводу у своих прихотей. Как следствие — ислам объявляет лучшими из людей тех, кто быстро замечает свой проступок, сожалеет о нем и раскаивается.

Сказал Пророк (мир ему и благословение): «Все сыны Адама часто ошибаются, а лучшие из ошибающихся — кающиеся». И если верующий умеет наслаждаться теми минутами, когда он раскаивается и выражает свое сожаление перед своим Создателем, Который знает все сокрытое и самое тайное, и Он один прощает и покрывает Своих рабов, они становятся самыми прекрасными мгновениями в его жизни. Таким минутам сопутствуют плач и чувство страха, и смирения перед Богом. Эти моральные устои опираются на сильную веру и твердое вероубеждение (акыду). Поистине, цивилизация, в которой один народ не возвышается над другим, равно как и обладатели кожи одного цвета не превозносятся над обладателями кожи другого цвета, — это цивилизация, которую создает разумный и благородный человек, и под ее сенью живет счастливо сознательное и благородное человечество. А цивилизация, в которой один народ угнетает другой и обладатели кожи разных цветов не знают равенства, — это цивилизация варварства и невежества, которая отбрасывает человечество на много веков назад и делает его слепым, высокомерным, невежественным и глупым. Это описание варварской цивилизации, с которой ислам боролся во всех жизненных сферах. Он выметал ее из мечети и из учебных заведений, искоренял из душ правителей и предводителей, запрещал ее как по отношению к друзьям, так и по отношению к врагам. Человечество страдало от такой жизни долгие века и продолжает страдать и по сей день, лишь в последние 50 лет гнет расизма ослаб.

Ислам, отвергнув все виды расовой дискриминации и фанатизма, не проявляет нетерпимости по отношению к своим предшественникам. Терпимость была непреложным законом исламской цивилизации с тех пор, как Мухаммад заложил ее основание. Религиозная терпимость в исламе основана на следующих принципах: все небесные религии имеют один источник; пророки — братья, и нет превосходства между ними в том, что касается посланий, которые они несли, и мусульмане должны верить во всех пророков; человека нельзя принудить к принятию религии, он должен делать это добровольно, по своему убеждению и желанию; места поклонения всех божественных религий (храмы, синагоги) следует уважать и охранять так же, как и мусульманские мечети. И, может быть, главное: религиозные разногласия не должны доводить людей до убийства и вражды, но всем людям следует помогать друг другу в совершении благих дел и противостоянии злу.

Эта религия проявляет терпимость не только к живым! Но даже к мертвым! Передают от Ибн Абу Лейли, что Кайс Ибн Сад и Сахль Ибн Ханиф были в Аль-Кадисийе (это сподвижники Пророка) и мимо них пронесли покойника. Они оба встали, и (люди) им сказали: «Этот покойник местный (т.е. христианин)». Но они оба ответили: «Поистине, мимо Посланника Аллаха проследовали похороны, и он встал. Когда ему сказали, что это иудей, он ответил: «Разве это не душа тоже?»

Также Пророк, в прощальной проповеди обращаясь к людям, ко всему человечеству, говорит: «О люди! Поистине, ваш Господь один! И поистине ваш Отец один! И нет превосходства араба над неарабом! И нет превосходства неараба над арабом. И нет превосходства белого над черным, кроме как… в богатстве? Силе? Охране? Или же во власти? Нет, Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Кроме как в богобоязненности!»

Новая газета

Поделиться
Комментировать