«Крестовый джихад» против «империи Сатаны»

Общая неприязнь православных и мусульманских деятелей России к Западу не мешает им не доверять друг другу.

Объявление независимости Абхазии и Южной Осетии, брошенное Россией, как перчатка, в лицо Запада, вызвало волну энтузиазма и у отечественных мусульман.

На гребне волны оказался глава Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, который в патриотическом порыве выдвинул идею «православно-исламского джихада» против «империи Сатаны», то есть, проще говоря, Америки.

В 2003 он уже предлагал объявить Штатам священную войну в связи с оккупацией Ирака, но не встретил понимания у российских властей, его даже пожурили в прокуратуре. Сейчас ситуация другая. Поэтому пылкий муфтий и предложил российскому православию выступить единым фронтом.

На первый взгляд, у Таджуддина есть свой резон. Антиамериканские и антизападнические настроения в православной среде весьма распространены. Православные радикалы поливают загнивающий Запад не менее яростно, чем исламские. Причем не брезгуют и выражением «православный джихад», так что муфтий далеко не оригинален. Лексика до того схожа, что порой конфессиональную окраску инвектив невозможно различить.

«США – исчадие ада, они подвергают духовной аннигиляции все, к чему прикасаются своими нечестивыми руками».

«Никакие потуги Запада – этого врага рода человеческого – не способны будут повергнуть в страх истинных праведников». Видите разницу? Я – нет. Отчего ненавистникам Запада в самом деле не сплотиться и не дать последний бой Сатане? Что им мешает?

Прежде всего, антиисламские настроения среди православных фундаменталистов, которые по накалу не уступают антизападным. Если заглянуть в послания яркого представителя этой публики епископа Диомида, мы увидим сразу вслед за обличением страшного орудия Антихриста – «большой восьмерки» – ядреные высказывания о том, что у истинно православных не может быть ничего общего с теми, кто почитают других богов – Яхве и Аллаха. Они, по сути, тоже поклоняются Антихристу. Почитатели Яхве, конечно, хуже, но это уже детали.

Не отстают от радикалов и просто православные патриоты. К примеру, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами России протоиерей Дмитрий Смирнов с порога отмел робкие попытки петербургских мусульман лоббировать введение специальных исламских воинских наград вроде «георгиевского полумесяца». Не хотят получать нашего «георгия» – пусть берут другие награды, без креста, возмутился протоиерей, невзначай заметив, что отнюдь не все военные с тюркскими фамилиями – мусульмане. В устах главного военного миссионера намек прозвучал зловеще. Раз не мусульмане – могут стать и православными.

Мусульмане отвечают «неверным» взаимностью. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов обозвал священника Даниила Сысоева «русским Салманом Рушди» и подал на него в суд. Мало того что тот пытался обращать в православие его единоверцев, так еще и выпустил брошюру, отговаривающую русских женщин от браков с мусульманами. Православные в ответ принялись уличать Аширова в криминальном прошлом. Выяснение отношений продолжается.

В такой обстановке перспектива совместной борьбы против сатанинского Запада, о котором возмечтал муфтий Таджуддин, представляется крайне сомнительной. Более того, вызвавшее у него прилив энтузиазма признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии может еще больше испортить отношения между РПЦ и мусульманами. Дело в том, что обе территории формально пребывают в подчинении Грузинской церкви, но окормляться у грузинских священников местное населения не желает, а любая деятельность здесь РПЦ чревата каноническими конфликтами с ГПЦ. Между тем часть населения Абхазии (по разным источникам, от 16% до 30%) – мусульмане, есть они и среди осетин. Пока православные выясняют отношения, ничто не мешает исламу активизировать миссионерскую деятельность. В особенности в Абхазии. Ведь в диаспоре проживают в основном абхазы-мусульмане, которые бежали из Российской империи на Ближний Восток и в Турцию. Если они пожелают вернуться на историческую родину, конфессиональный баланс там изменится. И православных это изрядно пугает.

Какой уж тут союз против общего, но далекого врага.

Другое дело, что тех, кому на руку нынешний рост антизападных настроений, хватает не только среди мусульманских деятелей, но и среди православных активистов. И самые шустрые уже стригут с них купоны. К примеру, глава Правозащитного центра Всемирного русского православного собора Роман Силантьев отстриг свой в первые же дни конфликта. Центр под его началом трактует правозащитную деятельность как право защищать православие от потенциальных конкурентов.

Бросив вызов США, заявил Силантьев, Россия должна презреть всякие чужеродные идеи, которые навязывает ей заокеанский враг. Какая религиозная свобода? Это злокозненная выдумка. Попытки иноверцев укорениться в России, опираясь на принципы пресловутой свободы, должны безжалостно пресекаться.

Если их права защищает дядя Сэм, значит, они враги России и православия. Никаких пришлых религий – только наши, самобытные.

Любопытно, что именно Силантьев этим летом разоблачил исламский заговор, охвативший практически всю Россию. По его твердому убеждению, 80% исламской литературы, издающейся в стране, имеет ваххабитский, то есть фундаменталистский характер. Более того, эти самые ваххабиты финансируют и большинство мусульманских источников информации. Поэтому те и пропагандируют идеи радикального ислама. Короче, куда ни глянь – кругом враги. И на Востоке, и на Западе.

Лишне говорить, что главного «православного правозащитника» российские мусульмане числят среди главных исламофобов. Ненависть к общему врагу вовсе не мешает ненавидеть друг друга. Удивительно, что столь опытный в подобных вещах человек, как Талгат Таджуддин, мог так обмануться.

Борис Фаликов
Автор — доцент центра изучения религии РГГУ

Газета.Ru

Поделиться
Комментировать