Экуменическая зима

В 70-х годах возможность духовного объединения православной и католической церквей казалась реальностью. Сегодня экуменизм – движение, основанное на идее достижения религиозного единства всех течений христианства, за устранение взаимной разобщенности находится в глубоком кризисе. Что же произошло с тех пор?

Не нужно доказывать важность объединения христиан. В Евангелии мы встречаем многочисленные обращения Иисуса Христа к своим ученикам, призывающие их оставаться едиными. Усилия, предпринятые в течение прошлого столетия, и многочисленные недавние попытки доказывают конкретность намерений преодолеть нынешние разногласия между православной и римско-католической церквями. В этой связи нужно отметить, что ежегодно совершается молитва за единение. И тем не менее, в повседневной жизни я, как служитель Русской Православной церкви, отмечаю, что на пути к объединению существуют определенные препятствия. Это побуждает меня предложить несколько возможных решений, чтобы помочь нам, по красноречивому выражению Иоанна-Павла II, «дышать полной грудью, двумя легкими - западным и восточным».

Создается впечатление, что в течение последних 15 лет препятствия, мешающие диалогу между нашими церквями, создаются православной, а именно - Русской Православной церковью. Заметно обновившись, Русская Православная церковь, наиболее значительная в большой семье православных направлений, стремится выделиться, сохранить свое лицо и избежать глобализации. В официальных заявлениях постоянно говорится о католическом прозелитизме – усердном обращении в католическую веру.

Как и 10 веков назад, Римская и Константинопольская церкви взаимно обвиняют друг друга в том, что каждая из них отправляет своих миссионеров на территории, подчиненные другой. Парадоксально, но земли Святой Руси остаются одним из тех редких мест, которые Иоанн-Павел II так и не освоил за долгие годы своего понтификата.

Однако, в конце XIX - начале XX века разве не Русская церковь активно выступала за объединение христиан? Действительно, так нас учили на семинарах сравнительной теологии. Разве не она осуществила первый экуменический перевод Библии? Опять же, именно Русская Православная церковь первая вступила в диалог с англиканской церковью и создала в 1917 году, на 50 лет раньше второго Ватикана, комиссию, содействующую объединению христиан. Следовательно, можно утверждать, что русская церковь на полвека опередила другие церкви на пути поиска духовного примирения и единства христиан. Находясь между Востоком и Западом, ей, которая вдохновила на создание «Троицы» Андрея Рублева, казалось, было предначертано служить объединению, а значит, христианскому примирению. Это должен был быть настоящий союз, объединяющий разные обряды и традиции, а не поглощение одной церкви другой.

Позднее, в 70-х годах, митрополит Никодим Ленинградский все еще воплощал этот экуменический дух. И речь не шла только о том, что называли «экуменизм ГУЛАГа», это было стремление показать очевидность единства церкви, о которой он говорил: «Ее стены не поднимаются до самых небес». Духовный союз между католической и православной церквями казался возможным. Что же произошло?

Прежде всего, наложился отпечаток не столь давней истории. Русская церковь продолжает залечивать раны, нанесенные идеологией, которая для многих российских верующих уходит своими корнями в западную мысль. К этому добавляются и психологические факторы. Многие мои соотечественники, потерявшие с падением режима ориентиры, сегодня находят их в вере. Это своего рода процесс национального и религиозного возрождения, который другие европейские страны, такие как Франция, тоже прошли в свое время. Более того, в институционном плане впервые в своей истории русская церковь свободна от всякой опеки. Нет ни императора, ни партии. К тому же, нынешний режим – такой же юный и уязвимый, как и возрождающееся православие. Сам Патриарх Алексий признает, что русское православие не достигло пока еще духовной и интеллектуальной зрелости, чтобы противостоять современному миру. Поэтому Русская церковь рассчитывает на терпимость и понимание со стороны других церквей, молчаливо надеясь на то, что к ней будут относиться, как к младшей и любимой сестре.

Что же пока делать? Официальный экуменизм находится в глубоком кризисе во всех церковных направлениях. Может, он перестал быть официальным и стал уделом лишь специалистов, комиссий и некоторых дипломатов? В Бельгии еще не так давно приверженцы экуменизма собирали полные залы христиан, которые с энтузиазмом ожидали объединения церквей, следуя призыву Христа: «Да будут все едины». Без всякого сомнения, нам необходимо возродить этот дух раннего экуменизма в простой форме христианской дружбы. Любить ближнего бескорыстно, научиться уважать его традиции, разделять с ним радости и беды. Для этого достаточно способствовать более близкому общению между приходами, монастырями, хоровыми обществами, организовывая концерты и взаимные визиты, содействовать знакомству православной молодежи с западными теологическими школами. В качестве встречной инициативы - знакомить приверженцев западного направления с православием.

Существует огромное число очень человечных способов, могущих постепенно подготовить почву к единению, которое окончательно завершить может только Христос.

Александр Синьяков
Православный священник, член представительства Русской Православной церкви в Брюсселе.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе