Рэп-батл глазами священника: между церковным чтением и гладиаторскими боями

Поэтический поединок рэперов Оксимирона и Гнойного набрал более семи миллионов просмотров менее, чем за сутки. 

Этот феномен сегодня обсуждают даже люди, далекие от рэпа и молодежных субкультур. Своим мнением поделился священник Сергий Круглов.


Священник Сергий Круглов

 
Открыв на днях френд-ленту Фейсбука, там и сям встретил горячее обсуждение некоего события, именуемого «баттл Оксимирона и Гнойного». Ни одно слово из названия мне не было знакомо. Поскольку обсуждали это событие френды самые разные, вне зависимости от возраста, социального положения и религиозных воззрений, мне стало интересно, что же это за впечатлившее столько народу действие.

Выяснил вот что: 6 августа в Санкт-Петербурге состоялся баттл, сиречь – «битва», «поединок», между двумя звездами отечественного рэпа — Оксимироном и Гнойным, которые соревновались друг с другом в умении сходу рифмовать и сочинять импровизационные треки. Популярное интернет-издание поясняет: «Первый — суперуспешный исполнитель с хорошей монетизацией: его альбомы отлично продаются, а сам он рекламирует крупные бренды и готовится собрать “Олимпийский”. Второй, как говорится, хорошо известен в узких кругах, то есть в рэп-андерграунде: он выступает под несколькими псевдонимами, славится жесткой манерой и высмеиванием всех и вся. Слава Оксимирона давно не давала Гнойному покоя, и в конце концов он вызвал соперника на дуэль…

Ролик появился в ночь на 14 августа и взорвал Рунет: у обоих рэперов очень много поклонников. Баттл уже назвали событием русского YouTube. В ходе часовой словесной “перепалки” оппоненты высказали все, что они думают друг о друге, отечественном рэпе и в принципе о российской действительности».

Приведу несколько первых попавшихся отзывов о сем событии, взятых в Фейсбуке:

«Так или иначе, но это новый Политехнический и новые дворцы спорта, которые вдруг опять собрали поэты. Новая веха. Новый отсчет поэтического времени».

«Отстой и деградация, три минуты смотрел, больше не смог».

«А я Одена читаю “1939”… И Бодлера. Я явно что-то мощно упустила в этом мире».

«Ролик собрал миллионы просмотров. Это величайшее событие не только Ю Тьюба, но и всей современной русской культуры».

«Люди, откуда у вас время и силы смотреть и обсуждать подобное?!»

«Это второй раз, когда я смотрю эти баттлы. Оба раза сильнейшее впечатление. При том, что мне это все не близко совсем».

«Русский рэп бессмертен!!»

И так далее, и тому подобное…

По одной из ссылок я посмотрел означенный ролик. Меня попросили написать о своих впечатлениях. Что я могу сказать о них…

Да, эти ребята знают поэзию (скажем, Оксимирон учился в Оксфорде, любит поэзию серебряного века и цитирует классиков), остроумны, наблюдательны и обладают явным талантом словесной рифмованной импровизации (из комментария: «Гнойный более оснащен технически, потому и победил. Если Оксимирон использовал в основном ямбы, то Слава КПСС рэповал амфибрахиями, которые долбят и раскачивают аудиторию сильнее ямба. Оксимирон использовал женские рифмы, а Гнойный – мужские, более пригвождабельные») .

Самим по себе рэпом я мало интересовался, однако кое-что слышал.


Считаю, что рэп состоит в некотором родстве с другим видом поэтической ритмически организованной речи – с церковным богослужебным речитативом: и там и там – обращение, послание, прямая речь к кому-то (адресаты, правда, у того, кто читает «Шестопсалмие» и у того, кто читает рэп, разные).


Рэп как культура имеет свою идеологию и метафизику, отражающую состояние мятущейся души и ищущего смысл разума современного молодого человека в ужасном, прекрасном и невыносимом мире, метафизику протеста, боли, страсти, и эту поэзию один из рэперов назвал «молитвой с бритвой во рту». Это то, к чему в увиденном в ютьюбовском ролике я отношусь, скажем так, приязненно.

Неприязненно же отнесся к нескольким вещам, углядеть которые можно и не имея особо острого зрения, они лежат на поверхности.

В выступлении Гнойного неотъемлемым отвратительным фоном звучат ненависть и агрессия (последняя, впрочем, есть и у более «окультуренного» Оксимирона, но на то и баттл, а не поэтическое состязание в Блуа).

Мат (из комментариев в сети: «- О мама рОдная, о чем это?! – Да, судя по тому, что слышим после каждого второго слова, как раз о маме рОдной…»). Вопрос о великой и ужасной «духовной скрепе» русского народа – мате – и о том, легализовать ли его в литературе и на сцене, запретить ли, что с ним вообще делать, велик и болезнен, на эту тему общественность поломала немало копий, потому углубляться здесь в него не стану, просто не хочется.

И главное – сам дух этого состязания. Помните давнюю тему споров в православной среде – тему зрелищ и знаменитую «Беседу против оставивших церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища» святителя Иоанна Златоуста: «После столь долгих собеседований, после такого учения, некоторые, оставив нас, побежали смотреть на состязающихся коней и впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач. Поэтому я, сидя дома и слушая поднявшийся вопль, страдал больше застигаемых бурею. Как те в то время, когда волны ударяют в стенки корабля, трепещут, подвергаясь крайней опасности, так и меня очень тяжко поражали те крики, и я потуплял взоры в землю и смущался от стыда, когда сидевшие на верхних местах вели себя так непристойно, а находившиеся внизу, среди площади, рукоплескали возницам и кричали больше тех. Что же скажем мы, или чем оправдаемся, если кто-нибудь чужой, случившись здесь, станет осуждать и говорить: это ли город апостолов, это ли город, имевший такого учителя, это ли народ христолюбивый, общество не чувственное, духовное?..»

Нередко высказывания святых отцов того времени приводят как аргумент против посещения именно театров. Однако о каком театре может тут идти речь? О театре Шаляпина и Комиссаржевской, Чехова и Шекспира, Вампилова, Мейерхольда, Любимова? Нет, конечно.


Глядя на рэп-перепалку Оксимирона и Гнойного, представляешь себе не театр, а цирк. Не современный цирк с клоунами (по отношению к рэперам блогеры часто употребляют слово «скоморошество»), а древний римский цирк с гладиаторами, яростно убивающими друг друга на потеху публике.


Или – ринг боев без правил. Кто в теме, скажите: зрители этих баттлов всего лишь распаляются, поднимают большой палец вверх за победителя и тычут пальцем вниз: «Добей побежденного!», или уже делают ставки, тотализатор уже действует? Удивлюсь, если еще нет…

В этом месте сравнение рэпа с церковным речитативом, которое я приводил выше, резко заканчивается. При всей фантазии, не могу представить себе двух церковных чтецов, одержимых духом кулачного боя, духом агрессивного соревнования, и на потеху публике втаптывающих друг друга в грязь словами тропарей и кондаков…

Еще раз обращу внимание читающих: это не проповедь, я просто делюсь своими личными впечатлениями.

И вот еще одно из них, важное для меня как для человека, любящего и пишущего стихи…

Из записи в фб: «Это – смерть старой поэзии. Теперь для того, чтоб писать стихи, не нужны перо и чернила, не нужна клава с буквами, не нужны публикации, редакторы журналов, всякие там премии, не нужны книги и библиотеки… Поэт просто вышел к миллионной аудитории и рождает стихи вживую. Вся эта ваша культура – на помойку! Мы выбираем баттл!»

Да уж, подумал я, и, чтобы немного успокоиться, подошел к полкам, на которых тесно стоят книги стихов. Пушкин, Лермонтов, Бродский, Кривулин, Вениамин Блаженный, Елена Шварц, Йитс, Блейк, Рильке, современные авторы… И стало как-то полегче на сердце: прикосновение этих корешков – как руки старых друзей. С которыми, даст Бог, не расстанемся никогда, куда бы ни повернула бурнокипящая жизнь.

Автор
СВЯЩЕННИК СЕРГИЙ КРУГЛОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе