Расслышать Христа

«Богу не с кем поговорить!» – именно так, с констатации печального факта и пламенным призывом к человеку, назвал свою новую книгу, выпущенную в издательстве «Воскресение», известный проповедник и телеведущий протоиерей Андрей Ткачёв.

Протоиерей Андрей Ткачёв. Богу не с кем поговорить. – М.: Воскресение, 2019.

В отличие от нескольких книг последних лет, тематически посвящённых актуальным проблемам повседневной жизни («Наше время…» – о смысле жизни, «Сидельцы» – «о суме и тюрьме», «Возраст зрелости» – о старости и др.), новый сборник составили избранные эссе и истории, непосредственно говорящие читателю о самом главном – о Христе, о вере и Церкви, о Священном Писании. «Человек по имени Иисус», «В Кого веруем?», «Христос, сокрытый в заповедях», «О Страшном Суде», «Критерии церковности», «Прорыв в вечность» – вот только некоторые из основополагающих вопросов, затронутых в новой книге отца Андрея.

Тем не менее, написанная ярким и образным языком, с жаром и талантом краткости опытного проповедника, книга о возможности разговора человека с Богом адресована не только людям воцерковлённым, но обращена к любому думающему и ищущему, возможно, делающему только первые шаги к вере. Как и в предыдущих своих работах, рассказывая о материях высоких, писатель обязательно проводит параллели с современностью, со всем нам знакомыми житейскими ситуациями. Читая и слушая проповеди отца Андрея, мы понимаем, что практически каждая из таких ситуаций, кроме привычного и очевидного имеет и иной, глубинный смысл. Цель книги – помочь читателю собраться, почувствовать и обнаружить этот подлинный смысл, настроиться на общение.


Первая части книги посвящена Христу. Однако, автор представляет читателям не богословскую апологию Спасителя, а напоминает нам об Иисусе как о реальном человеке. Казалось бы, мы все об этом читали, слышали в церкви, смотрели в фильмах, даже в мультфильмах… Возможно, такой «современный», «культурный» Христос вошёл в наше сознание образом с протестантских буклетов – любящий, улыбающийся и весёлый, с распростертыми объятиями. Но исторически, отмечает отец Андрей, это неверно. Ведь настоящий, исторический Христос – не только идеальный Человек, но и «просто» Человек. Ему было близко и понятно всё человеческое: все душевные движения, кроме греха, а также голод, боль, усталость и радость от работы плотника (нелёгкой, требующей точности и в то же время творческой!), сладость отдыха. В земной жизни Человек по имени Иисус одинок, Он обладает даром не только исцелять людей, но и мучительной способностью видеть их помышления. И дальше автор книги раскрывает нам глаза на почти никем не замечаемое – страсти Христовы начались задолго до Крестной муки. С тех пор как Он вышел на проповедь, Его постоянно хотели убить. Весь евангельский рассказ пестрит страшными, если вдуматься, словами: «искали убить Его». «Мы, – обращается автор к своим современникам, – забитые до верха телевизионным мусором, так часто смотрим фильмы, где кого-то хотят убить, и этот кто-то убегает, скрывается, ищет помощи у разных людей. Мы щекочем свои нервы чужим наигранным страхом, сидя в удобных креслах, и наблюдаем за тем, как герою удаётся обмануть врагов и остаться в живых. А нам хоть иногда стоило бы подумать о том, как томился Господь в ожидании неизбежных страданий, ради которых Он и пришёл в этот мир».

В главе «Ходил ли Христос в Тибет?», разбираясь с одной из известных легенд (о том, что в юношеском возрасте Спаситель якобы посещал Тибет и Индию с целью пройти тайные учения восточных мудрецов), отец Андрей Ткачёв вновь возвращается к «просвещённому» восприятию Христа, идущему от интеллектуалов: «В длинном ряду мудрецов воплотившемуся Творцу отводили место в самом хвосте шеренги, далеко после Магомета и Конфуция. Наконец подвергли сомнению сам факт того, что Христос – реальная историческая Личность». Однако дело даже не в самом признании историчности и «вклада в учение о нравственности», в духе Толстого. Главное для человека, для каждого из нас – в понимании того, что «встреча с безгрешностью возможна только во Христе… Христом именно нужно питаться, ибо Он есть Хлеб, сошедший с Небес. Им нужно лечиться, ибо Он единственный действенный и лечебный пластырь для язв, покрывающих наши души».

Но как должна произойти эта встреча? Почему она не происходит? Почему получается так, что Бог ищет Себе собеседников, а разговаривать Ему подчас не с кем? В каком-то смысле, рассуждает отец Андрей, причины достаточно тривиальны: «Некоторые не верят в Него. Поэтому какой тут может быть разговор? Некоторые испытывают ненависть к Нему, они знают, что Он есть, но слышать Его не хотят. А некоторые верующие так много сами Ему говорят, что если Он захочет что-нибудь им сказать, то Ему просто некуда будет вставить слово». Но Господь, как известно, и разговаривает с нами по-разному: «Иногда Он молниями рвёт небеса, и мы крестимся от страха. Это Он с нами говорит, потому что других речей мы не понимаем. Иногда Он что-то меняет в нашей жизни. Иногда через Священное Писание ясно слышно, что это не просто слова, написанные человеком, это Он говорит». А иногда Он Сам задаёт нам вопросы. И вопрос Христа можно расслышать, если удалиться от суеты и шума, прислушаться к своей совести.

По мнению протоиерея Андрея Ткачёва, одна из преград к полноценному богообщению – в нынешней цивилизации. В пресловутом информационном обществе, в постмодернисткой культуре отсутствия иерархии смыслов, в которой «…вы и я, мы настолько нафаршированы шумом! Шум – это когда ищешь нужную радиоволну и во время поиска проходишь сотню ненужных тебе волн… Эти обрывки фраз, мелодий, просто шум и трескотня радиоприемника. Вот примерная картина человеческого сознания».


В главе «Последний лжец» автор книги рассуждает о будущем приходе антихриста. Ставя страшный диагноз современному миру и наступающему технотронному будущему, он пишет: «Процессы в мире должны будут стать глобальными. Единая валюта, единые законы, одна идеология «всемирного царства»… Антихристу, как воздух, будут нужны информационные технологии… Царство лжеца будет сверхтехнологичным царством. В режиме онлайн антихрист будет короноваться, воцаряться, принимать поздравления, творить ложные чудеса на всех континентах».

Хотя сами технологии, как справедливо замечает отец Андрей, вполне могут служить и благой цели. Дело в самом человеке, в его сознании и душе. Отделив Христа от Его заповедей и превратив их в некие «автономные принципы», цивилизованный человек пытается сбросить «с корабля современности» груз окаменевших заповедей. Но, подчёркивает отец Андрей, «Совершенно очевидно, что человек без Христа мёртв». Истинное христианство, настоящий диалог с Творцом, по искреннему убеждению автора книги, – в изменении сознания, в преданности Господу через исполнение заповедей.

Но не апокалиптическими ужастиками и высокопарными поучениями закармливает автор книги «Богу не с кем поговорить!» своих читателей. В одном из рассказов в последней части сборника (так просто и озаглавленной «Рассказы, притчи», раскрывающей ещё одну грань таланта священника и проповедника – художественную), писатель рисует образ простого мужика-работяги, таксиста с тридцатилетним стажем. В его уста автор рассказа вкладывает свою излюбленную мысль проповедника: «Всё, что мы делаем для ближних, мы делаем Самому Христу». «Я вожу Христа!» – с этой простодушной шофёрской «эврики» у героя рассказа внезапно изменяется его отношение не только к своему делу, но, возможно, и вся его жизнь.


В одной из глав о церковной жизни отец Андрей рассказывает о том, как не вдруг, а постепенно – но зато неизбежно – меняются поведение, мысли и интересы стремящегося к вере человека. В этом контексте священник разбирает такие всем привычные «вещи», как дискотека, рок-концерт, спорт или главный из светских праздников – Новый год. «Просто запрещать ничего нельзя. Глупое и мелкое нужно перерастать», – заключает он. Поиск смысла жизни, уверен отец Андрей Ткачёв, «это видовое отличие человека, и если кто-то из людей этим не занят, то он рискует отстать от поезда с надписью: «Человек разумный».

Поиск этот, предупреждает священник, очень нелёгкий, разговор с Богом подчас весьма непростой, борьба жестокая… «Что у нас есть, чтобы бороться? Есть литургия и больше, кажется, нет ничего. Во всяком случае, всё, что есть, связано с литургией. Таинство Тела и Крови, проповедь, взаимопомощь, устремление в будущий век и желание с ним, а не с призрачным земным счастьем связать свою надежду, – это единственный действенный фронт борьбы».

Автор
Анна Шепелёва
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе