"Крепкие парни с опытом военной службы"

Новость о создании в России "православных дружин" возникла в информационном поле почти одновременно с появлением ролика, в котором православные активисты в течение 40 с лишним минут изводят посетителей кафе "Му-му", требуя снять футболку с "оскорбительным" принтом — цитатой из песни Pussy Riot "Богородица, Путина прогони".

Фото: ИТАР-ТАССТекст: Даниил Коломийчук

По словам инициатора создания "православных патрулей", руководителя движения "Святая Русь" Ивана Отраковского, эта идея пришла к нему после того, как он увидел спиливающих крест активисток группы Femen. Увиденное "перевернуло ему душу". Сейчас в дружинах, по словам Отраковского, состоит около ста действующих участников и около пяти тысяч поддерживающих. Цель дружин — "защита православных святынь и национальных ценностей".

После приговора участницам Pussy Riot, с одной стороны, участились сообщения о случаях вандализма и осквернениях храмов в Пскове, Великих Луках, Балтийске и Южно-Сахалинске, с другой — в сети стали появляться "Памятки православному гражданину по противодействию кощунникам". Согласно одной из таких инструкций, разработанной "Межрегиональным общественным движением в поддержку православных образовательных и социальных инициатив "Пчелки", в случае нападения "кощунников" следует: сорвать с них маски, "отвлечь внимание кощунника с попыток осквернения храма на себя, плюнув ему в лицо", а затем "вылить всегда наличествующую в храме воду на аппаратуру снимающих кощунство". Отдельно поясняется, что не следует допускать пролития крови в храме и внутри храмовой ограды.

Православные дружины действуют в Москве уже давно. Еще в 2008 году о необходимости их создания говорил протоиерей Всеволод Чаплин. Тогда его поддержали глава Ассоциации православных экспертов (АПЭ) Кирилл Фролов, а также православный корпус прокремлевского молодежного движения "Наши", возглавляемый Борисом Якеменко. Кроме того, около полугода район улицы Новаторов на юго-западе Москвы патрулировала православная дружина, созданная при поддержке координатора АПЭ Виктора Милитарева.

Борис Якеменко в разговоре с PublicPost был немногословен.

Борис Якеменко, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения "Наши"

— Что произошло с идеей православных дружин в 2008 году, почему она не материализовалась?

Не знаю. Спрашивайте у тех, кто это предлагал.

— "Коммерсант" писал, что вы одобрили и поддержали это начинание.

"Коммерсант" бредит. Я не помню такого.

— Сейчас, на ваш взгляд, необходимость таких дружин назрела?

Не знаю. Думаю, что у органов правопорядка достаточно сил для того, чтобы навести порядок.

— А что сейчас происходит с православным корпусом движения "Наши"?

Он существует.

Виктор Милитарев назвал идею Отраковского "преемственной" и рассказал, что православные дружины действуют в Москве уже давно.

Виктор Милитарев, координатор Ассоциации православных экспертов

— Вас можно считать зачинателем этого движения?

В 2008 году мы предприняли первый эксперимент по созданию православной народной дружины и в течение полугода более-менее регулярно патрулировали наш район. Замысел дружины был связан с поддержанием информационного поля вокруг здания, которое мы считали бывшим зданием храма Преображения Господня на улице Новаторов. После того, как это здание снесли, мы эксперимент прекратили.

— В чем схожесть вашего начинания и дружин Отраковского?

Между тем, что происходит сейчас, и тем, что происходила тогда, много общего. Наша вполне невинная инициатива вызвала такую же злобно-истерическую реакцию, какую сейчас вызывает инициатива Ивана Отраковского. После того, как я выложил в свой ЖЖ отчет об одном из таких рейдов, антиклерикалы буквально бились головой об стену и пускали пену изо рта. Уровень немотивированной ненависти к такому скромному начинанию меня потряс. Сейчас Иван сталкивается ровно с тем же самым, раздаются те же крики: "Давайте сделаем что-нибудь кощунственное!", "Лечится ли православие головного мозга звездюлями?" — и так далее.

У некоторой части московской публики сама идея того, что люди с православной символикой могут патрулировать наш город на добровольной основе, вызывает злобную истерику. Но я считаю, что в Москве православная дружина так же естественна, как в Грозном — исламская, поскольку Москва, в основном, православный город. Как правильно сказал мой друг и соратник по этому начинанию Леонид Донатович Симонович-Никшич (глава Союза православных хоругвеносцев — прим.ред.), само появление людей с православной символикой действует умиротворяюще на мелких правонарушителей. (Симонович-Никшич появляется на публике в футболке с надписью "Православие или смерть!". В 2011 году этот лозунг был включен в федеральный список экстремистских материалов Минюста — прим.ред.)

— Начинание Отраковского вы поддерживаете?

Инициативу Ивана, моего доброго знакомого, я поддерживаю. Организация "Святая Русь" объединяет военных отставников, служивших в горячих точках. Сам Иван служил в Чечне — там же, где служил его отец, генерал Отраковский. Поэтому Ивану будет проще, чем нашему Преображенскому братству или Союзу православных хоругвеносцев. Союз — организация элитарная, интеллигентская. Несмотря на свой грозный вид, это художники и писатели, финансисты, архитекторы... Там даже бухгалтер-международник есть. А то, что делает Иван, — это будут крепкие парни с опытом военной службы. В организационном плане это лучше того, что мы делали.

— Помимо дружин Отраковского в этом поле сейчас кто-нибудь работает?

Я время от времени участвую в рейдах дружины, которую создала организация "Светлая Русь" во главе с Игорем Мангушевым. Они в Краснопресненском районе проверяют подвалы жилых домов на предмет незаконных общежитий. Уже два года работают, регулярно, и тоже вызывают бешенство: "Вы лишаете людей крова" и так далее. В течение прошлого года мы действовали на свой страх и риск, а скоро, в сентябре, уже корочки получим. Это будут районные народные дружины. Принято совместное решение Краснопресненского районного УВД, муниципального общественного совета и Молодежной общественной палаты, в которой Мангушев состоит.

— Вы считаете, что необходимость создания православных дружин назрела?

Надо исходить из сложившейся в городе ситуации: антиклерикальные настроения определенной части москвичей обострились. Это связано, как вы понимаете, со скандалом вокруг Pussy Riot. Я лично не одобряю излишне суровый приговор хулиганкам, но факт остается фактом — их выходка оказалась очень удачной арт-провокацией, расколовшей москвичей. Меньшая половина консолидируется в агрессивном антиклерикализме. Противостоять провокациям — один из поводов.

Но, конечно, православные народные дружины нужны не только для того, чтобы утихомиривать кощунников. Люди просто будут способствовать пресеканию правонарушений. Несколько лет назад были случаи с убийствами молодых женщин. Тогда дружины, возникшие по инициативе местных жителей, появились для того, чтобы встречать местных девчонок у метро и провожать их "на район", как говорится. Одернуть пьяного хулигана, человека, который у стены мочится, — это задачи общественности. Сам бы я с удовольствием в паре таких рейдов поучаствовал.

Начинание Отраковского поддержал глава синодального Отдела по взаимоотношениям церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. По его мнению, инициативу не стоит ограничивать только Москвой, а следует расширить ее по всей России. "Считаю, что это шаги в правильном направлении. Сейчас многие православные люди, в частности — казаки, стараются объединиться для охраны общественного порядка, своих святынь, своих храмов... Надеюсь, что все в большем количестве мест русские православные люди будут объединяться для поддержки и охраны законности, для защиты своих святынь", — сказал Чаплин.

Муфтий Москвы Альбир Крганов в ответ на это заметил, что "народные дружины" хороши при условии создания их по принципу единства религий и народов". Создание их по религиозному или национальному признаку Крганов назвал "каким-то нонсенсом". "Если по такому принципу будут создавать "свою пехоту" в Башкирии, Татарстане, Чувашии, Бурятии, на Кавказе — получается что-то непонятное", — добавил муфтий.

Правозащитники считают, что идея Отраковского только углубит раскол в обществе. Так, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева предложила создавать альтернативные атеистические дружины, поскольку "люди имеют право быть атеистами".

PublicPost

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе