К вопросу о почитании святых. Размышления

Русская Православная Церковь со дня своего основания была Церковью миссионеров, монахов- пустынников, благочестивых епископов – святителей и праведников – мирян. Лик мучеников, засвидетельствовавших свою верность Христу отданными за Него жизнями, исчислялся на нашей земле до недавнего времени едва ли десятком имен. 

Это варяги Федор и Иоанн, пострадавшие от некрещеных русов, Борис и Глеб, Василько Ростовский и Михаил Тверской с боярином Феодором, Димитрий царевич, пострадавший в Угличе, и Василий Мангазейский. Исключение — собор Угличских мучеников, пострадавших в Смутное время, но и из них поименно известны лишь несколько человек.

XX в. стал для нашей Церкви временем гонения, превзошедшего любое из древних как размахом, так и кровожадностью мучителей. Если язычники Римской Империи уничтожали малые общины христиан, то здесь гонениям подвергся народ Православной Империи. Но их стойкость, молитва и свидетельство веры (мученик на греческом пишется как «мартирос» — свидетель — прим.) позволили подняться Русской Церкви из прямых и символических руин в конце XX- начале XXI вв.

Архиерейский Собор 2000 г. прославил поименно более 1000 новомучеников, отметив в своих деяниях, что процесс этот может быть продолжен при появлении новой информации о пострадавших за

Христа в этот период. Что и осуществлялось в рамках сотрудничества епархиальных и Синодальной комиссий по канонизации все последующие годы.

Священнослужители и верующие, увидевшие выпущенный Издательским Советом Московской Патриархии «Православный Календарь 2013 г.» были серьезно удивлены, не обнаружив в нем ряда имен новомучеников. Всего в календаре не упомянуто более 30 имен, среди которых и такие почитаемые святые, как священномученики Василий Кинешемский и Ювеналий Рязанский.

Для многих верующих данный вопрос стал своеобразным камнем преткновения, ведь Православная Церковь за всю историю своего существования не знала подобных прецедентов. Имели место факты приостановления («до подлинного извещения, егда аще впредь Бог объявит и утвердит») общецерковного почитания святых, как в случае с Анной Кашинской, но исключение из месяцеслова ранее внесенных в него имен не практиковалось.

В православной медиа-среде тут же всплыл термин «деканонизация». Якобы, данную процедуру давно практикует Римская Католическая Церковь, и что ей в свое время (60-е годы XX века) подверглись многие — от Симона Трентского до свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвары, и вот теперь подобная практика докатилась и до нас.

Необходимо внести ясность. Как уточняет в своем интервью порталу «Православие и мир» доктор церковной истории, протоиерей Владислав Ципин: «Процедура канонизации прописана и решение о канонизации может принять только Собор. Процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова».

Более того, даже Католическая Церковь также не использует подобную терминологию и к практике деканонизации как исключения человека из списка святых никогда не прибегала. В ее рамках существует два типа календарей с указанием святых и дней их памяти — генеральный (общеобязательный для всех общин РКЦ) и местные, с дополнительным списком святых, почитаемых в регионе. После II Ватиканского Собора генеральный календарь был существенно сокращен. Ряд прежде упоминавшихся в нем святых перешли в разряд факультативной (не обязательной) или местной памяти. Именно это произошло со многими древними святыми как Запада, так и Востока. В факультативные памяти попали как святитель Николай Мир Ликийский, так и святитель Патрик Ирландский.

Таким образом, ни Православная, ни Католическая церкви не прибегают к некоей фантомной процедуре «деканонизации», хотя некоторые памяти святых из общих календарей с течением времени могут исчезать или добавляться.

Однако многие вспомнили о критериях к прославлению новомучеников, которые озвучил митрополит Ювеналий Коломенский в своем докладе 2000 г. Среди них он перечислил, что не подлежат канонизации обновленцы, убиенные не за веру Христову, люди, оговорившие себя или других, снявшие с себя сан, предавшие веру, доносившие на кого-либо, ложно свидетельствовавшие и т.д.

Переводя вопрос в каноническую плоскость, остается заметить, что соборные акты о канонизации, равно как и любые другие соборные постановления, обратной силы не имеют. Оспаривать их возможно, лишь оспаривая каноничность самого Собора.

Церковь бытийно не является ни общественной, ни политической организацией. Святая Церковь есть Тело Христово — община причастников Христовой Жизни, движимая дыханием Духа Святого. «Изволися Святому Духу и нам», — начинается текст постановления I Вселенского Собора. Церковь управляется своею Главою — Христом, Который обещал, что Утешитель никогда не покинет ее, и врата ада не сумеют одолеть (Ин. 14:16, Мф. 16:18).

Таким образом, решения Соборов, будь то догматические формулы или канонизационные акты, являются проявлением в жизни Церкви дыхания того же Духа, что говорил с пророками и апостолами. Безусловно, что никакая ревизия подобных решений невозможна. Если же в жизни святого вскрылись факты, формально не соответствующие критериям святости, то это свидетельствует лишь о том, что Господь укрыл их от взора человеческого до времени, чтобы свершилась канонизация — дело Божие. Сам же этот факт, никуда от этого не исчезающий, лишь еще раз подчеркивает, «как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11:33).

Иерей Александр Сатомский

Яролавская митрополия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе