Я хоть сейчас в монастырь, или Один день послушания

Очень часто приходится слышать – «Ой, я хоть сейчас в монастырь… Там так хорошо». 
О таинственной монашеской жизни мечтают женщины и девушки, порой даже независимо от возраста и социального статуса. 

У кого-то из них есть муж и дети, но семейная жизнь не сложилась. Дети подрастают, муж пьет и часто распускает руки. Кто-то уже разведен и думает начать новую жизнь как бы с чистого листа. Кто-то еще только учится, но впереди неизвестность, а так бы хотелось иметь надежную защиту, не бояться столкнуться с суровой жизнью. Вот и хочется все бросить и уйти туда, где… хорошо, где тебя понимают, где о тебе заботятся, где твоя душа найдет спокойствие и мир.

Да, очень часто складывается такое восприятие монашеской жизни. Потом уже начинаются расспросы: «Что надо, для того, чтобы уйти в монастырь?», «Какие послушания у сестер, чем они занимаются?», «Можно ли общаться с родственниками?», «А интернет запрещен?»

Лично мне такие вопросы на моих социальных страницах от интернет-пользователей и коллег по социальным сетям приходят часто. Со всеми этими – «А как?..», «А можно ли?..», «Как часто?..» – я решила подойти к настоятельнице Казанского женского монастыря г. Ярославля игумении Екатерине (Гаевой). Мы не только пообщались, но и вместе прошлись по сестринским послушаниям.

А послушаний в Казанском женском монастыре много и на любой вкус. Послушаний, то есть дел. Но в монастырях, да и в церковной среде в широком смысле принято говорить послушаний. Это работа, которая выполняется по послушанию. Это та работа, которую ты делаешь не для нее самой и не для себя.

– Очень многие считают, что монахи – подвижники, что они все время и по ночам в том числе молятся, ведь монастырь – место молитвы. Это такое исключительно благоговейное отношение к монашеству, – говорит игумения Екатерина. – Но таких монастырей, где бы была только одна молитва – нет. Везде молитва сопряжена с трудом, а послушания – самые разнообразные. Все зависит от обители.

Про послушание, про молитву мы многое восприняли из книг, из святоотеческой литературы. Но с чем сталкиваешься в реальности? Конечно же есть устав, конечно есть правила монашеской жизни. Но также есть и свойственная каждому монастырю неповторимая среда обитания: ближайшие соседи – города и деревни – жители которых идут в монастырь со своими проблемами и нуждами; паломники, ищущие не только святынь, но и возможности отдохнуть от суеты, сбросить с себя повседневный стресс; нуждающиеся и не только в духовном наставлении. Формируют свой неповторимый портрет монастыря и сами сестры. Они имеют определенный навык жизни в миру, имеют образование и таланты. Поэтому священники многим своим чадам и советуют сначала поехать в монастырь, пообщаться с сестрами, посмотреть на монашескую жизнь.

– Казанский монастырь находится в центре Ярославля, – продолжает настоятельница. – Так и вся наша активная жизнь проходит вместе с городом. Поэтому труды сестер связаны даже с тем, чтобы людям помочь понять что-то о церковной жизни, разобраться со своими проблемами, помочь подойти посоветоваться со священником. Бывает так, что люди смущаются это делать. Почему мы даже очень просим, чтобы священник оставался на какое-то время в монастыре и общался с приходящими. А вопросов очень много.

Сейчас в монастыре живет более 20 сестер. Есть здесь и совсем молодые и те, кто по возрасту и состоянию здоровья находятся уже на полном пансионе. Пришли в обитель сестры в разное время, но каждая из них не уходила из мира, убегая от проблем, прячась в тихом уютном уголке, а приходила к Богу.


– Самое главное для чего люди приходят в монастырь – Богу угодить, – отвечает матушка на вопрос «Так как же прийти?..». – Я по себе могу судить, что когда человек живет в миру, над ним довлеет мирское понимание окружающей действительности, жизненных целей. Человек живет для себя и исполняет свою волю, он выбирает что ему хочется, анализирует, что ему надо, что лучше сделать для карьеры, для профессионального роста, как лучше устроиться в жизни. Но наступает какой-то момент, когда ты понимаешь, что это не главное, когда ты, достигнув каких-то результатов, вдруг задаешься вопросом «А что дальше, что за этим?», «Ради чего все?». И тогда человек начинает искать вокруг себя, внутри себя то единственное, что может для него стать Истиной и Целью, ради чего по-настоящему стоит что-то делать, ради чего стоит жить. Когда человек это понимает, он начинает искать Бога. И поиск этот всегда не прост, как и любая работа над собой. Для наших сестер такой поиск и закончился приходом в монастырь. Но поначалу и ум сопротивлялся, и здравый смысл негодовал: «Как так, все оставить и уйти?» А душа просто пела…

В монастыре вообще вся жизнь посвящена Богу. Конечно, когда приходит человек в монастырь, он как на крыльях летает. Потому что он обрел это место – источник жизни. Но потом постепенно начинаешь учиться монашеской жизни. Она без послушания, без отречения от своей воли немыслима. Это уже будет не монашеская жизнь. То, как ты навык жить в миру – для себя… все по-своему… как тебе хочется – здесь надо будет полностью отказаться от этого. Даже если ты будешь делать что-то, что тебе интересно, что тебе нравится, что ты понимаешь, ты будешь это делать за послушание – это будет уже угодно Богу.


Тут мы не рассуждаем – «Как мне сделать так, чтобы у меня получилось лучше, чтобы меня похвалили…», «Как устроится на лучшее послушание…» или «Почему мне надо посуду мыть, когда я пришла сюда подвиги совершать…». Здесь мы уже отказываемся от своей воли, переступаем через свои желания и таланты. Все за послушание. Все будет во славу Божию. Все будет как Богу угодно. Это послушание мирским умом порой бывает вообще не понять. И если сестра, придя в монастырь, все еще меряет жизнь вокруг себя миром, то она может сначала просто расстраиваться, разочаровываться. Она же мечтала о чем-то романтическом, о подвигах и молитве, когда ты весь в отрешенном от мира состоянии…

А для подвига здесь возможностей – хоть отбавляй. Здесь можно и сестрам послужить и паломникам. Нужно и посуду мыть, и храм убирать, и людей кормить, и экскурсии устраивать, и паломников принимать, и читать псалтирь.

К 6.00 сестры собираются в храме. Те, кто пробовал, те знают… Рано. Хочется спать. Но встают сестры еще раньше, так как у каждой есть келейное правило. Оно дается по силам и не вопреки здравому смыслу. С келейного правила и начинается монашеская жизнь. Правило. Полунощница. Божественная литургия. Так утром молитвенно и настраиваются сестры на целый день. В Казанском женском монастыре служится самая ранняя Литургия в городе. Каждый день в 6.30 начинается служба. Есть возможность спокойно, тихо помолиться. Матушка отмечает, что прихожане приходят и на полунощницу и на раннюю Литургию, особенно это удобно тем, кто спешит на работу. Когда на Украине начались страшные события, в монастыре начали читать неусыпающую псалтирь. Сейчас сестры читают псалтирь по очереди, вычитывая все кафизмы в течении дня.


Трапеза – дело общее, но в то же время и индивидуальное. Сестры могут отказаться от завтрака или от ужина, если они не хотят. Я, конечно же, в первую очередь поинтересовалась что на завтрак. Овсянка, как правило. Гастрономические вкусы у всех разные, но за долгие годы учебы и работы в редакции относительно овсянки сложилось самое доброе мнение. После нее ты свеж и добр.

Скоро в монастыре будет работать и паломническая трапезная. «Хотелось бы, чтобы это была добрая, простая монастырская трапеза – из натуральных продуктов, традиционная, монашеская…», – поясняет мне матушка. Но, как правило, практика подсказывает, что приходящие в монастырь и разделяющие с сестрами трапезу, хотят именно этого. И причина не в том, что здесь какие-то особенные рецепты, а в том, как готовили блюда, как любят говорить в монастырях – с послушанием и молитвой.

После службы сестры расходятся по послушаниям. Кто в трапезную, кто выезжает из монастыря по делам, кто в просфорню, кто в сад. Монастырские цветы первыми встречают гостей обители. А ухаживают за садом сестры с особым вниманием. «Всю эту красоту вокруг храмов обители надо холить и лелеять, – говорит матушка. – Надо смотреть, чтобы цветы не болели, чтобы грунт был хороший. Сестры обрабатывают чуть ли не каждый бутон, когда начинает нападать тля. Опрыскивают от одной болезни, начинается другая – опрыскивают от другой». Интересуюсь, не принимала ли матушка участие, как архитектор по своему светскому образованию, в планировке сада… Нет, сестры все делают сами, как им сердце подсказывает. Пока мы идем по подворью из келейного корпуса в храм одна из сестер обрабатывает цветник. Надо убрать сухоцветы, чтобы в следующем году было много цветов.


Казанская просфорня – это особое место. Благодаря сестрам, которые здесь несут послушание, Литургия совершается в более чем 40 храмах, а точнее – в 47. Просфору пекут здесь и на архиерейское богослужение. Матушка скорбит, что не всем храмам получается помочь. Но предположить по лицам сестер, что они умудряются столько сделать – невозможно. По просфорне порхают веселые и свежие, как только что после полноценного отдыха.

–  Это все настолько, казалось бы, обыденная жизнь… Но здесь сестры приобретают навык послушания, смирения и любви, – размышляет игумения, – и трудятся они над этим всю свою жизнь. Конечно бывают и искушения – кажется, что ты ничего не несешь, не на что не способен. Ничего не соображаешь и вообще не понимаешь что происходит. Но продолжаешь делать с послушанием, и все устраивается лучшим образом. И я и сестры часто удивляемся – как это получилось, как будто помимо тебя.

Конечно весной и летом забот в монастыре много. Но зато глубокой осенью и длинной в наших краях зимой есть больше времени и на иконописную мастерскую. Здесь все обустроено по правилам. Хорошее освещение, удобные столы, стеллажи для икон. Какие-то из них и сейчас в работе, в основном – реставрация.

Есть в монастыре библиотека, в которой около 5 тысяч томов. Любая сестра может прийти и взять книги. Конечно сестрам хочется читать, берут сразу несколько книг, но не всегда есть время и силы на чтение. Приходят и прихожане. Что-то читается за общей трапезой.

Самое сложное послушание – уход за теми сестрами, которые уже находятся на полном пансионе. Монастырь – это большая семья. И немощные монахини получают от своих младших сестер заботу. Сейчас на пансионе трудится несколько сестер, но бывает так, что старшая по послушанию остается одна.

О многих монастырских службах стало возможно говорить после того, как обители передали часть дореволюционных монастырских зданий. Здесь разместились гостиница, большая трапезная, просфорня, швейная и реставрационная мастерские, классы воскресной школы.


Здесь же обустроилась и социальная служба монастыря, здесь принимают православный юрист и психолог – прихожане обители. Социальный отдел работает каждый день кроме понедельника и вторника. Несет здесь послушание прихожанка монастыря, недавно она закончила курсы при Синодальном социальном отделе. Это и помогло правильно наладить работу. Вместе с тем эта сестра получает второе высшее образование и на кафедре Теологии при Ярославском педагогическом университете. Всего же на обеспечении монастыря находится 37 многодетных семей, а в них – 111 детей, а когда начинали – было всего 3 семьи, и тогда сестрам казалось, что понести проблемы этих семей – непосильная задача. Сестры рассказывают, что на прошлой неделе в монастырь пришли сразу две многодетные мамочки, у одной трое детей, у другой – трое, а в кошельке по 40 рублей. И идти им не куда. Наш случай.

Для социальной службы оборудован специальный вход – прямо с улицы, здесь же на доске объявлений можно узнать о ближайших благотворительных акциях «Свеча милосердия», которые проходят на каждый большой праздник. Они очень выручают. Иногда – это единственная возможность собрать средства на благотворительность. А живет социальная служба только на пожертвования. Затраты большие. Ежемесячно, каждое второе воскресенье, отдел дает всем своим подопечным семьям продуктовый паек: крупы, масло, мука, сахар. Сейчас же первоочередная задача – собрать детей в школу.

Так и протекает жизнь монахинь в Казанском монастыре. Я увидела всего лишь один день. Конечно, каждый из них не похож на другой. Но основной тон всему монастырскому укладу задает молитва. С нее начинается раннее утро, она сопровождает сестру днем на послушаниях, она же и завершает день. Это средоточие всей монашеской жизни.

С игуменией Екатериной (Гаевой) и сестрами монастыря беседовала монахиня Екатерина (Парунян)
Автор
Беседовала монахиня Екатерина (Парунян)
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе