В.Р. Легойда: «Антиклерикальная волна спала, но интерес к религиозной проблематике остался

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ответил на вопросы корреспондента портала АиФ.ru об основных итогах уходящего года.

— Как можно в целом охарактеризовать итоги года для Церкви? Это касается как самой Церкви, так и диалога с обществом, который местами проходит тяжело.

— Давайте для начала определимся, о чем мы сейчас ведем речь. Церковь как мистическое Тело Христово вне итогов года и вообще вне времени. Можно говорить о Церкви как о сообществе людей, о Церкви как об организации. Здесь тоже важная оговорка: говоря «Церковь и общество», неверно представлять, что это такие непересекающиеся реальности. Что есть, мол, общество — это мы, люди, и есть Церковь — «инопланетяне» со своими законами; и вот с ними у нас, общества, есть отношения. Повторяю, это неверное представление. Православные верующие сегодня — это большая и даже большая часть нашего общества. Они очень разные, в том числе и в своих общественно-политических предпочтениях. Но всех их объединяет вера в Христа, усилие, чтобы Евангелие было не просто умной книгой, но пространством смыслов, в котором ты живешь и которое для тебя является главным. Хотя сразу замечу, что для кого-то признание Евангелия умной книгой — тоже шаг и тоже усилие. Поэтому главный итог года для Церкви — это те изменения, которые произошли в человеческих сердцах. Увы, для социологов этот итог сложно измерить и посчитать.

— Мне кажется, это некоторый уход от ответа…

— А мне представляется, что это попытка разговора по существу. Понимаете, в каком-то смысле таким вопросом, точнее, ожиданием ответа в «цифрах и фактах» мы пытаемся встроить Церковь исключительно в логику организации, корпорации: итоги года — что сделано, что не реализовано, над чем еще поработать. Конечно, количественные показатели тоже есть, Церковь и организация тоже. Но даже как организация Церковь живет по закону любви. Вот, скажем, я — преподаватель. Каковы для меня итоги года жизни моего университета? Рейтинг успеваемости, индекс цитируемости, количество отчисленных… А каковы итоги года для меня как гражданина? Рост ВВП, индекс инвестиционной привлекательности страны, уровень зарплат. И т.д. И вот я — член Церкви. Каковы для меня итоги года? Стал ли я и мы все ближе к Богу? Изменился ли мой и наш внутренний мир настолько, чтобы он хоть как-то положительно влиял на окружающих людей? Смог ли я совершить или не совершить какой-то значимый поступок, потому, что я — христианин? Например, не уволить кого-то, поддавшись эмоциям. Чем больше мы задаемся такими вопросами, тем лучше итоги года в жизни Церкви.

— Вы против социологических измерений жизни верующих?

— Ни в коем случае: я их приветствую. Но что считают и измеряют социологи: что думают и как себя ведут люди, называющие себя православными (мусульманами и т.д.)? Сколько среди них людей с высшим образованием, насколько они знают церковную догматику, как часто ходят в храм и какие общественные ценности для них наиболее важны? Интересно это? Чрезвычайно. Отвечает ли исчерпывающим образом на поставленный Вами вопрос? Не уверен.

— И все же… 2013 год сильно отличался от 2012-го, потому что прошлый год был очень сложным. Были скандалы, была волна даже не против Русской Православной Церкви, а антиклерикальная волна. Сейчас, спустя год, что-то изменилось?

— Начну с того, что говорили в том числе и мои коллеги в конце прошлого года: нет худа без добра. Антиклерикальная волна имела один безусловный положительный эффект: перемещение церковной тематики с периферии общественного и медийного поля в их самый центр остро поставило перед многими в нашем обществе вопросы, которые раньше были важными все-таки для небольшого круга церковных людей: что такое христианство? Как жить по Евангелию в XXI веке? Если вера — это мое частное дело, могу ли я мотивировать свои общественные поступки религиозными причинами? Раньше об этом говорили очень мало. Уже в прошлом году заговорили много и всерьез. Ответы, кстати сказать, тоже предмет серьезной и вдумчивой дискуссии, в том числе и в самом церковном сообществе.

Продолжая эту мысль, замечу, что положительным итогом 2013 года стало закрепление таких действительно значимых тем в общественном и медийном полях. Антиклерикальная волна спала — а она спала совершенно очевидно, могу сказать это как человек, регулярно измеряющий медийное поле, — но интерес к содержательной религиозной проблематике остался. И это — хороший итог уходящего года.

— Самый запоминающийся «нарыв, который лопнул» в этом году — Бирюлёво. Простому человеку, верующему или неверующему, кажется, что Церковь должна существенную роль играть в межнациональном примирении. Может ли она это делать?

— Сначала немного о «делании» вообще, продолжая предложенную мною логику. Я мог бы много рассказать, например, о том, как в прошлом году Церковь активно занималась благотворительностью. Но Церковь — не благотворительная организация, у неё другие задачи, это не основное её назначение. Могу поведать, что Церковь активно занималась образованием, проводила различные конференции и учила детей в православных школах и вузах, но она — не министерство образования и не университетская корпорация. Кроме того, мы построили много храмов, но церковную жизнь измеряем не только их количеством… В Церкви человек получает то, что он нигде больше не получит. Понимаете? Он может получить кров помимо Церкви, пищу — не в Церкви… Церковь уникальна тем, что здесь человек спасается. Все остальное — продукт вторичной деятельности. Важный, но вторичный. Не существующий без первого. А что такое спасение? Если говорить не богословским языком, то это, в том числе, преодоление одиночества и эгоизма (нередко они связаны), уход от ужаса небытия, обретение смысла в кажущемся бессмысленным мире… Вот это самое главное. Без этого любой разговор вторичен.

Далее. Церковь — это люди. Когда мы хотим узнать, что делает Церковь, надо смотреть, что делают верующие люди. Важно понимать, что основной вектор служения Церкви направлен не на внешние дела, то есть он не из человека (это то, что вы ждёте от меня, когда спрашиваете, что мы сделали вовне), а он направлен внутрь и стремится изменить человека. Как в семье (недаром в церковной традиции семью называют малой Церковью). Представляете себе вопрос: а что сделала семья для преодоления бирюлёвского конфликта? Как ответить? Семья воспитывает детей. Вот не больше и не меньше. Так и Церковь то же самое делает, только она ещё и семью (взрослых) воспитывает. Это самое главное. Конечно, это не прямая аналогия, поэтому приведу еще одну. Меня часто спрашивают (в силу профессии): а каким должен быть настоящий православный журналист? И я всегда отвечаю: православным человеком и профессиональным журналистом. Понимаете? Православие — это не про профессию, а про человека, про базовые принципы, которые определяют этику профессии, про воспитание личности.

И уже воспитанные Церковью люди могут помогать разрешать конфликты, Таких людей Церковь благодарит. Есть другие, которые, называя себя верующими, порой подливают масла в огонь. О таких Церковь плачет. И обо всех молится.

Конечно, есть и большая, важная, кропотливая работа, которую проводят церковные учреждения, взаимодействуя с государством, с общественными организациями. Нередко создавая или вдохновляя людей на создание таких организаций. И я ни в коей мере не умаляю труд моих коллег по синодальным или епархиальным учреждениям, тем более, что сам имею честь возглавлять одно из них. Просто даже об этом в СМИ говорится больше, чем о главном. А с вашей помощью я позволил себе роскошь непозволительную – сказать о главном, когда тебя не перебивают и не втискивают в прокрустово ложе современных журналистских форм.

Ещё о главном в связи с вашим вопросом. Место Церкви не на баррикадах. Мы знаем из истории, да и из современности, когда на баррикадах появляется священник — это ни к чему хорошему не приводит. Потому что место священника в храме. Конечно, это совсем не значит, что позиция Церкви не может звучать в общественно-политическом поле. Может — а порой и должна. Но эта позиция должна быть лишена сиюминутной политической конъюнктуры, это пастырская, а не политическая позиция.

Наконец, непосредственно к вопросу. Что мы можем сделать? Мы всегда славились своим гостеприимством, добрым отношением к людям другой веры, другой национальности… И сегодня очень важно, чтобы приезжающие в Россию люди чувствовали это традиционное гостеприимство. А желающие связать свою судьбу или жизнь с нашей страной — знали не только её законы, но и культуру, и язык, и обычаи. И здесь Церковь старается оказать ту помощь, которая ей по силам. У нас есть совместная рабочая группа с Федеральной миграционной службой, которая и занимается подобными вопросами.

Но: нельзя допускать ситуацию, когда домочадцы начинают ощущать себя лишними в своём собственном доме. Да, мы можем и должны поступаться личными интересами ради пользы нуждающихся. Но «нуждающиеся» перестают быть таковыми, когда посягают на мир и безопасность наших близких, на добрые традиции и обычаи. В каждом российском регионе есть свои традиции и обычаи, которые необходимо соблюдать тем, кто оказывается в этом месте. Но есть и гражданский закон — единый для всех: и православных, и мусульман, и иудеев; и русских, и не русских. Закон мы обязаны соблюдать как люди верующие и ответственные перед Богом. Да, закон предполагает принуждение к тем, кто его нарушает. Если силой государственной власти не наказывать нарушителей закона, то пострадает все общество. А члены общества должны помнить, что подобное принуждение — прерогатива государства и закона, а не неформальных групп разгоряченных граждан.

— Условно говоря, я — обычный прихожанин, я прихожу в Церковь ещё и за тем, чтобы мне там подсказали, научили, я ведь доверяю ей. Например, мне не хватает актуальной проповеди, потому что все проповеди, которые я слушаю, они к праздникам, поясняющие то или иное их значение. Актуальной повестки не хватает.

— Да, очень не хватает актуальной проповеди. Но актуальная проповедь для Церкви — это проповедь о человеческом сердце, о христианском отношении к миру, это не конкретный рецепт поведения на все случаи жизни. В прошлом веке жил такой замечательный священник, исповедник Роман Медведь (его мощи сегодня находятся в храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе). Церковь причислила его к лику святых за верность Христу и бесстрашное исповедание веры, несмотря на гонения и тюрьму… Отец Роман говорил, что задача священника «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро».

Представьте себе — даже в ситуации духовной жизни духовник должен стремиться к тому, чтобы не он делал выбор за свое чадо, но воспитанный им человек осознанно следовал Евангелию.

Мы называем священника «духовным отцом». А в чём задача отца? В том, чтобы до конца жизни ходить с сыном-оболтусом за ручку? В том, чтобы не пускать его на разгром в Бирюлёво или, наоборот, отправлять туда? Его задача — воспитать, то есть, научить человека думать, чувствовать, переживать таким образом, чтобы он сам принимал правильные решения. Можно актуализировать проповедь иначе — конкретными советами на каждый случай жизни, но представляете, во что это превратится? Церковь не отбирает у человека свободу. Актуальность проповеди в том, чтобы человек увидел, как Евангелие приложимо к его жизни, как, выходя из храма, оставаться христианином. Везде: в автобусе, на работе, в семье, на улице. Оказавшись в шумной, пьяной толпе на празднике или в разгоряченной толпе, громящей магазин; в тишине начальственного кабинета и в солдатском окопе. Или в строю ОМОНа, отправленного не допустить беспорядков на улице.

Знаете, какой очень актуальный совет дал мне как-то мой духовник? Если есть сомнение: делать или не делать, говорить или не говорить и проч., попробуй мысленно взять благословение. Очень действенно! Благословите… выпить бутылку водки! в порыве благородного гнева ударить женщину! Не получается, правда? Сразу многое становится на свои места.

— Понятно, что благотворительность — это не главное направление деятельности Церкви. Тем не менее, Церковь широко занимается благотворительностью, в том числе и помощью, и волонтёрскими движениями. В прошлом году было ужасное наводнение с жертвами в Крымске, и Церковь существенную роль сыграла в помощи. В этом году Дальний Восток. Как-то учитывается этот опыт, идёт ли перепрофилирование добровольческого движения церкви?

— Наверное, сегодня только ленивый не знает о деятельности Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. За последние 5 лет сотрудниками отдела накоплен колоссальный опыт. В том числе, по действию в кризисных ситуацяих. Во-первых, мы поняли, что когда что-то происходит, чтобы начать помогать, нужно понять, какова реальные потребности пострадавших. Это очень важный момент. Церковь собирает то, что требуется. Если нужен аспирин, значит, будет аспирин. Если он не нужен, значит, его не будут покупать. Второе. Важность системного взаимодействия с профильными государственными организациями. У отдела по социальному служению самые тесные отношения с МЧС, с минздравом. С одной стороны, курсы, которые священники проходили в МЧС, а с другой стороны, занятия, которые священники проводили с сотрудниками министерства.

Вот, например, последние цифры по помощи пострадавшим на Дальнем Востоке. На сегодняшний день собрано более 100 миллионов рублей — от частных лиц, приходов, епархий. Церковь приобретала технику, гуманитарную помощь, ремонтировали жильё. До сих пор есть какие-то запросы, с которыми адресно разбираются. Причём важно понимать, иногда говорят: а почему деньги ещё не потрачены? Ровно поэтому. Можно, конечно, сразу перечислить. А что дальше? Мы, может быть, не потратили все собранные деньги быстро, но мы уверены, что ни один рубль из тех денег, которые собрала Церковь, не украден, не потрачен зря. Он абсолютно по делу был использован.

— Возможно ли создание каких-то гражданских православных инициатив? Допустим, приходят люди и говорят, что хотят создать общественное движение в рамках Церкви.

— Не просто возможно, всё это уже существует. Например, международный открытый грантовый конкурс «Православная инициатива». Появился он в 2005 году как результат празднования 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского, во время которого реально проявилось соработничество Церкви, власти и общества. Грандиозное было празднование. Из всех Поместных церквей приезжали. Люди, которые это всё готовили со стороны епархии, местных властей и общественности, не хотели терять накопленный опыт работы. Вот тогда и был создан, в том числе, и фонд Серафима Саровского, который стал заниматься грантами по поддержке гражданских инициатива. Гранты даются на условиях софинансирования, чтобы люди не просто получали деньги за красиво оформленную заявку, но и сами внесли свой вклад в дело: опыт показывает, что в таких случая больше шансов, что проект будет жить и по окончании срока действия гранта.

Когда об этом опыте несколько лет назад рассказали Святейшему Патриарху Кириллу, он не только приветствовал инициативу, но предложил её масштабировать. Так был создан Координационный комитет под эгидой церкви по поддержке социальных, культурных, образовательных и прочих инициатив, который набирает обороты. Грантовый фонд в 2012 году составлял 115 млн рублей, в 2013 году — чуть больше. Гражданское общество в действии.

Владимир Легойда

Декалог XXI

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе